1
В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. Автор сосредотачивает внимание на необходимости уменьшения нагрузки на учащихся за счет фундаментализации знаний. В статье даются рекомендации по взаимосвязи инвариантной и вариативной составляющих содержания образования в старшей школе.
Ключевые слова: фундаментализация образования, гуманизация учебно-воспитательного процесса, интеграция элементов содержания образования.
Основными детерминантами формирования содержания среднего образования являются потребности общества и личности, ориентация образования на перспективы развития науки, техники, производства, сферы услуг. Разработка содержания среднего образования осуществляется согласно основным тенденциям ее развития — личностной и компетентностной ориентации, направленности на максимальное развитие личности, приоритета общечеловеческих ценностей, патриотического воспитания, открытости, доступности, практической значимости знаний и умений.
Стремление привлечь учащихся к надлежащему уровню культуры и науки вызывает противоречия, связанные со стремлением оберегать здоровье ребенка, его интеллект от перегрузки. На это неоднократно обращали внимание разработчики содержания образования, ученые В. Краевский, А. Савченко, A. Хуторской и др. Школьный энциклопедизм, избыточность информативного материала в содержании образования, как отмечает А. Савченко, заставляет перегружать детскую память за счет того, чтобы формировать умения и практические навыки. Принцип энциклопедизма себя не оправдал. Опрос выпускников экспериментальных площадок свидетельствуют, что значительная часть полученных учениками знаний остается нереализованной.
По нашему мнению, в основе формирования содержания образования должна находиться фундаментализация знаний, объединяющих, интегрирующих личность и общество, а также знаний, делающих личность свободной. Учитывая то, что современный мир (как среда обитания и как внутренне содержание человека) катастрофически требует экологизации (экология среды обитания, экология души, экология мысли и т. п.), мы обратили внимание на позицию С. Клепко, который отмечает, что «интеграция элементов содержания образования на принципах “экологической” категоризации — основа фундаментализации образовательных систем [4, с. 13]». В тоже время исследовательница А. Степанюк считает, что указанные подходы больше касаются принципа генерализации, ибо охватывают более широкий круг проблем, чем предусматривает фундаментализация знаний [5]. Но, во всяком случае, как замечает в своих исследованиях С. Гончаренко, следует раскрывать способы обобщения и систематизации знаний учащихся на уровне фундаментальных научных понятий, законов, теорий, методологических принципов естествознания (материальное единство мира, формы существования материи, взаимосвязь как атрибут материи, всеобщая связь тел как источник всех видов движения), учитывая принципы сохранения и т. д. [3].
При формировании содержания образования в старшей школе должны соблюдаться принципы гуманизации процесса обучения. С одной стороны, ученики могут быть освобождены от перегрузок учебной информацией, получая широкие возможность для творческого саморазвития, а с другой, им жизненно необходимо быть уверенными в своем будущем, что, как показали наши исследования, пока не имеет должного места.
На основе фундаментализации содержания образования предусматривается изучение важнейших базовых гуманитарных и естественных знаний, усвоение межпредметных (и межнаучных) связей, что и будет обеспечивать формирование целостной картины мира, знаний его фундаментальных законов. Но содержание образования должно отображать не только совокупность знаний о мире. Оно должно вооружать школьников научными и практическими методами анализа явлений, самостоятельного мышления и приобретения теоретических и прикладных знаний. Таким образом, модернизация содержания образования в старшей школе представляется как насущная проблема, ибо имеющая место погоня за усвоением значительного объема информации приводит к тому, что учащиеся не успевают эмоционально пережить содержание знаний, являющихся достижением собственной культуры. Из-за значительного объема научных знаний им не удается осознать судьбы людей, занимающихся проблемами человечества. Это отчуждает знания от личности ученика, в тоже время тормозит гуманизацию образования. Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию, поскольку ученики освобождаются от перегрузок лишней учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития, самопознания и самоидентификации [2, с. 12].
Для общего среднего образования, нацеленного на усвоение значительного объема знаний, формирования умений и навыков, характерны информационные перегрузки, вызываемые быстрыми социокультурными и техногенными изменениями (указанные перегрузки является следствием интенсивного развития общего среднего образования). Увеличение учебной нагрузки наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье учащихся. Уменьшение количества учебных часов по некоторым предметам при сохранении объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, — переутомления учащихся.
Мы опросили учителей общеобразовательных учебных заведений Украины, что мешает повышению эффективности обучения. Из особого мнения учителей-респондентов:
• ученики получают слишком много информации, которая им не нужна ни в последующей жизни, ни в будущей профессии;
• из-за огромного объема материала и низкого качества его в некоторых учебниках, из-за низкой мотивации учеников учиться имеет место бессистемность в их знаниях;
• некоторые темы определенных учебников не соответствуют возрасту детей, изложены сложной научным языком, не способствуют главному — духовному росту, что позволяет ребенку быть честным, порядочным, образованным человеком;
• среднее образование оторвано от высшего, а высшее — от жизненных реалий;
• ученики не готовы к самостоятельной жизни в обществе, у них нет никакой специальности, прибавьте к этому осознание того, что образование, полученное в школе, не дает возможности трудоустроиться;
• ученики перегружены, а нестабильность образовательных стандартов влияет на качество преподавания предметов учителями и, соответственно, на уровень усвоения знаний учащимися;
• образованию не хватает гармонии с внутренним миром ребенка, духовности, отсутствует стойкая стратегия в воспитании у учеников моральных качеств, нет чувства патриотизма, и большинство молодежи стремится жить и работать в странах, где обеспечивается право на образование, работу, жизнь.
Перегруженность учебных планов общеобразовательных учебных заведений не позволяет учителям варьировать содержанием, учитывать индивидуальные особенности учащихся. Изменения, произошедшие в структуре школы, повлияют на режим образовательной деятельности учащихся (должны быть созданы условия для снижения ежедневного учебной нагрузки путем рационального использования резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся и развитие их познавательных интересов). Лавинообразный рост научной информации требует, с одной стороны, ее разнообразия, а с другой, — фундаментализации содержания учебного материала для школьников, повышение его теоретического уровня, способствующего обеспечению пояснительной способности полученных знаний [5, с. 58].
В основу отбора и группирования содержания отдельных курсов должны быть положены такие принципы: объединение объективности и научности; методологическая требовательность; осторожность в подходе к определению движущих сил эволюции общества; очеловечивание истории. Должна отслеживаться синхронность событий. Например, то, что Шекспир был современником становления Запорожской Сечи.
Что касается вариативного компонента в старшей школе, то его можно модернизировать за счет разработанных и успешно апробированных курсов по выбору, например, «Научное познание», «Ценности и смыслы в жизни человека», «Экология в жизни человека» [6], метакурса «Человековедение» [1], способствующих эффективному усвоению учебного материала и развитию ключевых компетентностей учащихся. Профильное обучение, с одной стороны, должно быть фундаментализировано с учетом результатов научных исследований, а с другой, — модернизоровано по требованию субъектов учебного процесса.
Для реализации современных требований и запросов общества относительно обеспечения индивидуальной ориентированности содержания образования старшеклассников, гарантированного достижения обязательного уровня общеобразовательной подготовки выпускников, реализации индивидуальных программ профильного обучения необходимо обеспечить его дидактико-методическими разработками. Такие разработки должны раскрывать дидактичные принципы организации профильного обучения с учетом инвариантной и вариативной образовательных составляющих, что обеспечит возможности для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе.
В старшей школе необходимо кардинально изменить соотношение инвариантной и вариативной составляющих содержания образования. Точнее сказать инвариантной и профильной составляющей. Когда в инвариант закладывается содержание необходимое каждому рядовому гражданину, а вот профильная составляющая должна нести на себе углубления согласно выбранного профиля. Это, конечно, кардинально меняет нынешнее соотношение инвариантной и вариативной составляющей содержания образования в старшей школе, но чтобы достичь существенных результатов косметическими средствами не обойтись, необходимо действительно учесть при формировании содержания образования потребности, в первую очередь, субъектов учебно-воспитательного процесса, и конечно запросы общества в целом на качество образования.
Одним из главных результатов формирования содержания образования видится своевременная и качественная подготовка старшеклассников, соответствующая требованиям ХХІ столетия решать противоречия, свойственные миру в условиях глобализации. Выпускники школы должны владеть ключевыми компетентностями, обладать системным мышлением, информационной и экологической культурой, умением диалогического общения, быть социально активными, успешными и толерантными.
Литература:
1. Васьківська, Г. О. Людинознавство: для учнів 10–11-х класів загальноосвітніх навчальних закладів: навч. посіб. [Текст] / Г. О. Васьківська. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2013. — 256 с.
2. Васьківська, Г. О. Формування системи знань про людину у старшокласників: теорія і практика: монографія [Текст] / Г. О. Васьківська. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. — 512 с.
3. Гончаренко, С. У. Формування наукового світогляду учнів під час вивчення фізики: посіб. для вчителя [Текст] / С. У. Гончаренко. — К.: Рад. школа, 1990. — 208 с.
4. Клепко, С. Ф. Інтеграція як фундаменталізація змісту освіти [Текст] / С. Ф. Клепко // Інтеграція елементів змісту освіти / Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. — Полтава, 1994. — С. 12–13.
5. Степанюк, А. В. Фундаменталізація змісту біологічної освіти школярів [Електронний ресурс] / А. В. Степанюк // Педагогічний альманах. — 2010. — Вип. 5. — С. 58–64. — Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pedalm/texts/2010_5/010.pdf
6. Фундаменталізація змісту освіти у старшій школі в умовах профільного навчання: метод. рек. / [авт. кол.: Г. О. Васьківська, Н. В. Захарчук, С. В. Косянчук]; вступ. ст. і наук. ред. д-ра пед. наук Г. О. Васьківської. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2015. — 68 с.