В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дисциплина, информация, ситуация, действие.
Безопасность жизнедеятельности — учебная дисциплина, которая начинает преподаваться в школьной программе, продолжает изучаться в средних специальных и высших учебных заведениях и включает в себя более обширный диапазон информации и практики [1].
Школьная программа среднего звена этой учебной дисциплины начинается с изучения основных понятий, которые необходимы школьникам для обеспечения собственной безопасности при различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Эти знания необходимы для большей информированности об окружающем мире и факторах, способствующих здоровью и благополучию ребенка и подростка [5]. Дети учатся грамотно действовать при различного рода опасностях и предвидеть их последствия. В учебных пособиях на каждую изучаемую тему выделены модули, в которых подробно описаны основные понятия и схемы действия. Одна из таких глав посвящена основам медицинских знаний и здоровому образу жизни. В таком возрасте необходимость в этом велика, так как дети отличаются своей гиперактивностью, что влечет за собой возможные травмы — ушибы, порезы, переломы и другие увечья — при которых ребенок должен суметь оказать первую помощь: вызвать «скорую», наложить шину, правильно перевязать рану и т. д. Также требуется заложить фундаментальные понятия о пользе здорового образа жизни, в который входят: питание продуктами, обогащёнными микро- и макроэлементами, витаминами, белками, жирами и углеводами в достаточном количестве, физическая активность, правила личной гигиены, продуманный режим работы и отдыха, отказ от пагубных привычек. Такие мероприятия являются профилактикой заболеваний, связанных с физическим и ментальным здоровьем человека. Ребенок учится составлять свой распорядок дня, что напрямую влияет на продуктивность и успехи в учебе, как и смена деятельности, например, спортивного характера. Подробно рассматриваются действия при опасных бытовых ситуациях, таких как неправильное пользование электрическими и газовыми приборами, при затоплении и попытках проникновения в дом незнакомых людей. Ученикам даётся инструкция, благодаря которой он может предотвратить катастрофические последствия самостоятельно, например, при попытке злоумышленников проникнуть в квартиру, необходимо вставить ключ в дверной замок, что не позволит открыть дверь с противоположной стороны, и немедленно позвонить в полицию. Чтобы ребенок сумел защитить себя от опасностей на дорогах, ему необходимо знать от значений световых сигналов на светофоре до правил дорожного движения, так как каждый человек является пешеходом и наравне с водителями обязан следовать ПДД [2].
С каждым годом обучения, информация дополняется схемами действий при более серьезных чрезвычайных ситуациях не только местного, но и глобального характера. Есть множество классификаций чрезвычайных ситуаций, в которых каждый должен уметь защитить себя. Природные, например, затопление определенной населенной местности. К такому катаклизму должны быть подготовлены люди, живущие вблизи ГЭС, плотин, дамб. Благодаря наличию большого количества разновидностей транспорта возникает в прямой зависимости опасность различных аварий на них. Для предотвращения возможных катастроф необходимо соблюдать правила, предназначенные для каждого отдельного вида транспорта, например, наземного в виде легкового автомобиля: требуется соблюдение скоростных ограничений, использование ремней безопасности, полной концентрированности и трезвости водителя. Конфликты неизбежны как между людьми, так и между целыми странами, что может повлечь за собой военные действия. К такому скорбному исходу событий должен быть готов каждый, поэтому происходит ознакомление учащихся с основами военной службы в теории и в практике. Ученики обучаются правильно надевать и снимать противогазы, так как возможно использование химического оружия со стороны противника. Также идёт детальное рассмотрение средств коллективной защиты — убежищ и противорадиационных укрытий, что также будет практически полезно для людей, живущих, например, вблизи АЭС [4].
Данный предмет в студенческих учреждениях среднего профильного и высшего образования также имеет большое значение. На этом этапе обучения продолжают изучаться такие темы, как особенности состояния и негативные факторы среды обитания взрослого человека, описываются причины возникновения, последствия и схемы профилактики различных чрезвычайных ситуаций, приводятся сведения о системах защиты населения и территории, в случае возникновения опасной ситуации, говорится о составе гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании Вооруженных Сил России, более обширно затрагивается тема биологического, химического, ядерного оружия их особенности и характеристики [3], рассматриваются схемы действия при радиоактивном и химическом заражении, более обоснованы вопросы о здоровом образе жизни человека, описаны алгоритмы оказания первой помощи при возникновении предагонального состояния человека, которое может развиться в случаи неблагоприятной ситуации, подробно изучаются действия при травматическом шоке, кровотечениях, переломах, ожогах, электротравмах.
Для определения значимости данной дисциплины в повседневной жизни людей был проведен опрос. Возраст участников — от 25 до 60 лет.
В ходе исследования выяснилось, что 52 % опрошенных — это женщины, а 48 % — мужчины. В возрасте от 25 до 35 лет был 51 % людей, от 36 до 45–30 % и от 46 до 60 лет — 19 %.
Целью опроса стало выяснение значимости дисциплины, поэтому был задан вопрос: «Пригодились ли Вам знания, полученные в результате изучения такого предмета, как основы безопасности жизнедеятельности?». Большинство — 97 % — дали положительный ответ, 3 % — отрицательный. Также было выяснено, что 31 % опрошенных не понимал всей важности учебного предмета во время его изучения. Такую дисциплину 98 % людей считают обязательной в программах средних специальных и высших учебных заведений, 2 % не видят необходимости дальнейшего изучения, говоря, что знаний, полученных в школьной программе, достаточно.
Несмотря на то, что все проходят одинаковую программу обучения, где показывают алгоритмы действий при определенных чрезвычайных ситуациях, 34 % опрошенных оказывались в ситуациях, при которых не смогли оказать правильную помощь пострадавшим. Свидетелями неправильного выполнения первой доврачебной помощи, которые привели к осложнениям или летальному исходу пострадавших, явились 7 % анкетируемых.
В школах, средних специальных и высших учебных заведениях существовала практика, называемая «проверкой пожарной безопасности». Лишь 30 % прошедших опрос ответили, что воспринимали этот сигнал всерьез.
Все участники опроса ответили, что в местах своей работы ежегодно прослушивают инструктажи по технике безопасности.
При изучении безопасности жизнедеятельности были получены знания, которые 39 % понадобились при столкновении с переломами конечностей, 12 % — при ожоге, солнечном или тепловом ударе, 30 % помогли справиться с ситуацией возникновения пожара в здании, 82 % помогли избежать столкновений и аварий на дорогах, находясь в качестве пешеходов и водителей, 71 % — справится с различными видами кровотечений, 34 % — избежать несчастных случаев на водоемах, 57 % — избежать электротравм, 39 % — в прохождении военной обязанности.
Безопасность жизнедеятельности — это учебная дисциплина, которая необходима человеку, так как дает точные алгоритмы действий при непредвиденных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью. Этот учебный предмет охватывает большое количество различных тем, с которыми человек встречается в повседневной жизни. Опрос показал значимость полученных знаний, которые пригодились при самых разных жизненных ситуациях.
Литература:
- Чуйкова Людмила Юрьевна, and Чуйков Юрий Сергеевич. «Безопасность жизнедеятельности (лекционный курс)» Астраханский вестник экологического образования, no. 4 (38), 2016, pp. 113–173.
- Чуйкова Людмила Юрьевна, and Чуйков Юрий Сергеевич. «Конспект лекций по безопасности жизнедеятельности» Астраханский вестник экологического образования, no. 1 (31), 2015, pp. 124–179.
- Кириллов Н. П. «Безопасность жизнедеятельности как механизм реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Материалы Афанасьевских чтений, no. 4 (17), 2016, pp. 14–27.
- Ширшов В. Д. «Современные технологии безопасности жизнедеятельности» Sciences of Europe, no. 36–3 (36), 2019, pp. 48–51.
- Прохоров В. С. «Современное состояние и перспективы в области безопасности жизнедеятельности» Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, no. 1 (4), 2013, pp. 346–347.