К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников
Автор: Соболев Андрей Юрьевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 752 раза
Библиографическое описание:
Соболев, А. Ю. К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников / А. Ю. Соболев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. Т.1. 129-132. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/369/ (дата обращения: 30.03.2025).
Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».
Ключевые слова: знания, понятия, безопасность жизнедеятельности, система, учебник, учебный предмет.
Стремление общества, на протяжении всего периода своего существования, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, является его неотъемлемой потребностью. Именно это побудило ученых разных направлений, естественных и гуманитарных наук, объединить свои усилия в области изучения, таких понятий как «безопасность», «опасность», и разработки соответствующего понятийного аппарата дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Область научных знаний безопасности жизнедеятельности, включает в себя большой объем учебного материала, начиная от основ фундаментального знания, в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин – истории, философии, культурологии, физики, химии, биологии, экологии, и заканчивая специальными профессиональными знаниями в области гражданской обороны, основ военной службы, ноксологии, природоохранной и производственно-технической деятельности [1, с. 246].
Данный объем теоретических и практических знаний сформировался к концу XX века, а именно в 1990-е годы, так как именно в этот период, 1 сентября 1991 года согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253, в общеобразовательных учебных заведениях был введен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а 13 мая 1993 года – была утверждена новая учебная специальность «Безопасность жизнедеятельности», согласно приказу Государственного комитета РФ по высшей школе № 292 [2, с. 49].
Все это явилось следствием того, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий: побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей.
Поэтому для решения задачи подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях, угрозах, были проведены столь значимые изменения в системе образования. «Основы безопасности жизнедеятельности» был создан как специальный школьный курс, поскольку фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса [2, с. 50].
«ОБЖ», как учебный предмет, объединил в своем содержании: знания о правилах поведения в повседневной жизни и в экстремальной ситуации; знания опасностей природного, техногенного и социального характера; основы медицинских знаний, анатомии и физиологии человека; правила оказания первой помощи пострадавшим; знания о здоровом образе жизни, правильном питании; знания об основах обороны государства и обеспечении военной безопасности.
Исходя из этого, мы считаем, что вопрос структурирования и систематизации предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности является наиболее актуальным, а построение упорядоченной системы понятий (терминов), то есть понятийного аппарата – важнейшей целью.
Предмет «ОБЖ», как и любой другой, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Именно планомерное образование и развитие понятий у учащихся в процессе обучения, является методической закономерностью осознанного и прочного усвоения знаний [3, с. 30].
Система знаний по безопасности жизнедеятельности основывается на межпредметных связях, которые вносят в процесс обучения элемент большой образовательной и воспитательной значимости. В ее основе лежит взаимодействие ОБЖ с такими учебными предметами, как – химия, биология, экология, физика, обществознание, математика и т.д. На основе межпредметного (интегративного) взаимодействия, в содержании школьного предмета «ОБЖ», образуется система знаний по безопасности жизнедеятельности, в которой главными структурными и дидактическими единицами являются такие понятия, как: безопасность, опасность, риск, угроза, защита, охрана. Данные понятия, по объему и содержанию, имеют достаточно широкие междисциплинарные возможности. В качестве примера, представим структуру понятия «опасность» (рис. 1), которая отображена при помощи графических кругов отношения подмножеств (кругов Эйлера).
Н
Вт
В
С
З
У
Т
Рн
О – опасность; Н – негативное воздействие; В – вред; У – ущерб; Р – риск; Вт – вероятности теория; Т – травма; Рн – ранение; С – складирование ТБО; З – загрязнение окружающей среды
О
Р
Рис. 1. Развитие понятия «опасность» в виде кругов Эйлера
Процесс формирования и развития предметных знаний (понятий по безопасности жизнедеятельности) является сложным и осуществляется на протяжении всего непрерывного школьного образования. Как отмечают ученые (И.Н. Пономарева, Н.Е. Кузнецова, В.П. Соломин, А.В. Усова и др.), процесс формирования предметных понятия включает четыре этапа:
- Накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчинённых понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия.
- Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.
- Использование сформированного понятия как целостного знания по пути его закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение).
- Включение данного понятия в соответствующую систему предметных понятий и установление отношений с содержанием школьного предмета [4, с. 184].
Данным этапам формирования понятий, должны соответствовать учебные программы и школьные учебники, которые играют важную роль в обучении. Структура школьного учебника рассматривается системно. В общем виде она состоит из двух подсистем – структуры методического аппарата учебника и структуры авторского текста. Каждый элемент аппарата учебника имеет свою структуру, которая отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Именно учебник является базой для начала формирования понятийного аппарата у обучающихся по учебному предмету, как на уроках, так и дома. Кроме этого, учебник должен вооружить школьников умениями и навыками самостоятельно приобретать (развивать) знания (понятия) с помощью выполнения различных типов и видов заданий.
Существует несколько учебников по курсу «ОБЖ». В рамках нашего исследования были проанализированы некоторые из них, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе (А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, В.В. Поляков, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский, Б.О. Хренников).
В качестве примера рассмотрим анализ учебника, разработанного коллективом авторов В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский. Данный учебник насыщен компонентами теоретического характера: тексты, инструктивные материалы, исторические факты, истории очевидцев. Авторы предлагают учащимся теоретический материал, в котором выделены алгоритмы действий при чрезвычайных ситуациях различного характера. Рубрика «Вопросы и задания» содержит не только вопросы теоретического характера, так же школьникам предлагается решить ряд ситуационных задач, в конце учебника приведен словарь терминов и определений, а так же список использованной и рекомендованной литературы для изучения тем.
Кроме этого, нами был проведен анализ по выявлению понятийного аппарата, на примере раздела «Безопасность и защита человека», наглядно представленный в таблице 1. Исходя из отображенного материала, можно сделать вывод, что между представленными понятиями нет взаимосвязи. Понятия не переходят из одного порядка в другой. Движение понятий из темы в тему, из курса в курс – отсутствует.
При изучении школьного предмета «ОБЖ», понятия не должны даваться как готовый продукт научного знания, иными слова как «догма». Понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности, должен образовываться на основе процессов выявления (формирования), становления и развития (интеграции и дифференциации) понятий, путем накопления научного знания по предмету. Но как показал анализ содержания научной и
Таблица 1
Раздел «Безопасность и защита человека» школьного учебника «ОБЖ»,
авторы: В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, С.Н. Вангородский
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
перечень понятий |
||||||
ЧС
пожар взрыв отравление горение огонь возгорание прочность
опасные вещества вредное воздействие
|
землетрясение наводнение пожар
авария
восприятие осознание
средства связи оценка инстинкт самосохранения |
правила безопасности ЛВЖ
поражающий фактор
психика гибкость мышления чувства эмоции антропогенный фактор |
поражающий фактор
система оповещения |
|
самосохранение
ФЗ конституция
прогнозирование стратегическое планирование |
–––––––––– |
Условные обозначения: ЧС – центральное понятие блока; сель – сформулированное понятие; огонь – понятие без определения.
учебной литературы, учебников по «ОБЖ», регламентированных для использования в общеобразовательных учреждениях, этого не происходит.
Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ», является одним из актуальных и перспективных направлений развития научного знания в области безопасности жизнедеятельности, так как именно система понятий обуславливает содержание и специфику учебного предмета и направленна на достижение школьниками предметных результатов обучения ОБЖ в основной школе.
Литература:
- Абрамова С. В. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода / С. В. Абрамова, П. В. Станкевич, Е. Н. Бояров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. № 3 (14). – С. 246 –250.
- Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
- Абрамова С. В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: Монография / С. В. Абрамова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 200 с.
- Пономарева И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / В. П. Соломин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 415 с.
Похожие статьи
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях
В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.
Формирование у современных детей этнической идентичности
В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
К вопросу создания электронных дидактических материалов для обучения языкам
Данная статья рассматривает некоторые вопросы создания электронных дидактических материалов для обучения иностранным языкам в частности русского языка. Современная педагогическая практика диктует необходимость выделения групп одаренных студентов и об...
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Похожие статьи
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях
В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.
Формирование у современных детей этнической идентичности
В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
К вопросу создания электронных дидактических материалов для обучения языкам
Данная статья рассматривает некоторые вопросы создания электронных дидактических материалов для обучения иностранным языкам в частности русского языка. Современная педагогическая практика диктует необходимость выделения групп одаренных студентов и об...
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.