Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности
Авторы: Плещиц Степан Григорьевич, Плоткин Борис Кальмович, Дергаль Петр Петрович, Захаров Пётр Олегович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 136 раз
Библиографическое описание:
Плещиц, С. Г. Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности / С. Г. Плещиц, Б. К. Плоткин, П. П. Дергаль, П. О. Захаров. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1464/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.
Ключевые слова: жизнь, безопасность жизнедеятельности, учебный курс, логистика жизнедеятельности.
Общеизвестно, что жизнь — это совокупность явлений, проходящих в организмах, особая форма существования материи, возникающая на определенной ступени ее развития, в том числе человека.
Качество жизни зависит от многих факторов, из которых важнейшее место отводится безопасности.
Мы живем в опасном мире. Опасности постоянно окружают нас, имеют устойчивую тенденцию к росту их количества и разнообразия.
В недалеком прошлом появилась наука — безопасность жизнедеятельности, которая сегодня позволяет успешно решать вопросы борьбы с опасностями.
В Российской Федерации было создано специальное министерство – МЧС со своими подразделениями и развитой материальной базой, главней задачей которого является именно предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Стало обязательным изучение во всех звеньях образовательного процесса дисциплин по безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время проводится громадное количество разнообразных мероприятий, в ходе которых рассматриваются вопросы повышения безопасности жизнедеятельности.
В обиход прочно вошли такие понятия как «безопасный дом», «безопасная улица», «безопасный район» и «безопасный город».
Все это позволило обеспечить безопасный образ жизни, однако суровые реалии нынешнего дня выдвигают новые, повышенные требования к безопасности.
Решение этих проблем напрямую зависит от наращивания усилий и в учебном процессе, поиске новых, нестандартных путей.
К их числу, по нашему мнению, следует отнести решение вопроса о необходимости внедрения вучебный процесс изучение логистики безопасности жизнеобеспечения.
Логистика есть новое научно-практическое направление в современной экономике, позволяющее существенно повысить результативность работы, так как, по сути, представляет собой единство науки и практики об управлении потоками в экономических системах.
По своему содержанию логистика безопасности жизнедеятельности является функциональной, но при этом она непосредственно связана со всеми предметными (отраслевыми) логистиками. А это означает, что вопросы безопасности жизнедеятельности должны сдостаточной глубиной преподаваться во всех логистических дисциплинах.
Более того, по нашему мнению, логистика в виде самостоятельной учебной дисциплины должна быть включена в учебные планы подготовки специалистов по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Учебный курс под названием «Логистика жизнедеятельности» по нашему видению, должен включать следующие темы:
1. Сущность и содержание жизнедеятельности в современном обществе.
2. Отрасли и субъекты жизнедеятельности.
3. Потоковая концепция и логистическая система управления субъектами и процессами жизнедеятельности.
4. Логистические концепции в управлении процессами жизнедеятельности.
5. Планирование материальных ресурсов и оптимизация выбора поставщиков в отраслях жизнедеятельности.
6. Управление запасами и резервами в отраслях жизнедеятельности.
7. Оценка результативности логистического менеджмента в сфере жизнедеятельности.
На кафедре Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях (БЗ в ЧС) СПбГЭУ подготовлен план-конспект учебного пособия «Экономико-логистические методы обеспечения безопасности вчрезвычайных ситуациях».
Предлагаемое учебное пособие предназначено для углубленного изучения цикла учебных дисциплин по жизнеобеспечению и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
План-проспект учебного пособия
Введение
Излагаются общие положения экономической логистики применительно к современным проблемам обеспечения жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Глава 1. Основы экономической логистики в системе жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях
1.1. Потоковая концепция в экономике и в чрезвычайных ситуациях
1.2. Типология экономических потоков
1.3. Основы моделирования логистических процессов
1.4. Сущность и содержание логистики жизнеобеспечения и безопасности: логистические функции и логистические процессы
Глава 2. Материальные ресурсы и их роль обеспечении жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях
2.1. Сущности и классификация материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности
2.2. Определение потребности материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций
2.3. Организация закупок и особенности ценообразования материальных ресурсов для нужд чрезвычайных ситуаций
Глава 3. Запасы и резервы материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности
3.1. Сущность и особенности запасов в системе жизнеобеспечения и безопасности
3.2. Типология запасов и резервов
3.3. Управление материальными запасами в чрезвычайных ситуациях
3.4. Дислокация и маневрирование материальными ресурсами в чрезвычайных ситуациях
Глава 4. Транспортные процессы в логистической системе жизнеобеспечения и безопасности
4.1. Роль транспорта в техническом обеспечении жизнеобеспечения и безопасности
4.2. Транспорт как фактор мобильности и динамизма
4.3. Надежность технических средств в системе жизнеобеспечения и безопасности
Глава 5. Инновации и специальные функции в логистике жизнеобеспечения и безопасности
5.1. Инновационая активность в системе жизнеобеспечения и безопасности
5.2. «Правило диктатора» при принятии управленческих решений
5.3. Особенности установления хозяйственных связей по поставкам продукции для нужд жизнеобеспечения и безопасности
5.4. Показатели эффективности системы жизнеобеспечения и безопасности
Заключение
По каждой главе предусматриваются вопросы и тесты для самопроверки студентов.
Общий объем учебного пособия: 7–7,5 п.л.
Знание специалистами и умелое применение логистических систем в управлении чрезвычайными ситуациями поможет оптимизировать материальные потоки и запасы по критериям минимум времени на профилактику и ликвидацию их последствий, позволит существенно повлиять на результативность работы по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Также мы считаем, что настало время для подготовки и публикации фундаментального труда по жизнеобеспечению изащите человека.
На кафедре БЗ в ЧС СПбГЭУ также подготовлен план-конспект этого труда, проспект которого опубликован во 2-м номере журнала «Современный аспект экономики» за 2016 год в разделе «Инновации, инвестиции».
Заведующий кафедрой БЗ в ЧС, заслуженный работник высшей школы, д.э.н., проф. Плещиц С. Г. приглашает специалистов и заинтересованных лиц принять участие в обсуждении этих планов-конспектов, а также в их подготовке и написании.
Литература:
- Плоткин Б. К., Плещиц С. Г. Становление и современная трансформация логистики. – СПб; Изд — во СПбГЭУ, 2016,150 с.
- Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013, 395 с.
- Плещиц С. Г. Теория и практика безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях//«Современные аспекты экономики» № 2 (222), 2016, 5–12с.
- Плоткин Е. К. Фундаментальное понимание логистики в современной экономике. // Известия СПбГЭУ, № 5, 2013, 165–171 с.
Похожие статьи
Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях
В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...
Похожие статьи
Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях
В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...