Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гафурова, К. Р. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся / К. Р. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40606/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологической культуры школьников.

Ключевые слова: Экологические факторы, экологическая безопасность, обучение безопасности жизнедеятельности, экологическая культура.

В современных условиях качество состояния окружающей среды представляет реальную угрозу для безопасности и комфортного существования человека. Загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов [2].

Существенное значение для сохранения здоровья имеют неблагоприятные климатические условия, провоцирующие возникновение различных болезней у человека. Например, холодный климат Севера может стать причиной частых простудных заболеваний, воспаления мышц и нервов, а жаркий климат пустынь может обернуться тепловым ударом, нарушением водно-электролитного обмена, кишечными инфекциями. Часть людей плохо переносит изменения погодных условий, такое явление носит название метеочувствительность. У людей, страдающих подобным нарушением, при изменении погодных условий могут возникать обострения хронических заболеваний (особенно болезней легких, сердечно-сосудистой, нервной и опорно-двигательной систем).

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья [4].

Сохранение и укрепление здоровья молодежи – важнейшая государственная задача, решение которой в значительной степени должно реализоваться в период обучения учащихся.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы [7, с.94]. Формирование экологической культуры обучающихся декларируется в ФГОС ОО, как приоритетная задача образования.

Экологическая культура населения – это компонент культуры всего общества, направленный на экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром.

Важное значение имеет образовательная и воспитательная работа по формированию у школьников экологической культуры и экологической воспитанности, включающей «взаимосвязанные знания об окружающем мире, систему нравственных ценностей, потребности и привычки экологического поведения» [1, с.8]. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина. Экологическое воспитание школьников предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [1, с.8].

Прежде всего, экологическое воспитание следует рассматривать, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

В период педагогической практики нами было исследована сформированность представлений учащихся 9 классов об экологической безопасности.

В курсе ОБЖ вопросы экологической безопасности изучаются в 5 и 8 классах. Анализ анкетирования показал, что в целом учащиеся знакомы с основными понятиями экологической безопасности (95%), понимают роль знаний и умений по экологической безопасности для сохранения здоровья. Следует отметить, что на уроках ОБЖ такие знания получили только 48% учащихся, 50% учеников расширили свои представления о экологической безопасности при подготовке к олимпиаде. И только 2% получили нужные знания на других уроках.

Таким образом, наше исследование показало достаточно высокий уровень осведомленности в области экологической безопасности, хорошую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.

Создание благоприятных здоровьесберегающих условий образовательной среды, прямая обязанность образовательного учреждения, закрепленная в законодательстве. В то же время непосредственное влияние экологических факторов образовательной среды оказывают пагубные воздействия на здоровье обучаемых и педагогов [8, с.123].

Рассматривая экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников [5]. Приведем примерный перечень внутришкольных экологических факторов, которые могут представлять потенциальную угрозу для здоровья учащихся: шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы, используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.

Экологические факторы могут оказывать на организм человека следующее влияние: могут благоприятно влиять на организм человека (свежий воздух, умеренное воздействие ультрафиолетовых лучей помогают укрепить наше здоровье); выступать в роли раздражителей, тем самым заставляя нас приспосабливаться к определенным условиям; провоцировать существенные структурные и функциональные изменения в нашем организме (например, темный цвет кожи у коренных жителей регионов с интенсивным солнцем); а так же способны полностью исключать возможность нашего обитания в определенных условиях (человек не сможет жить под водой, без доступа кислорода) [5].

Несомненно, на здоровье населения влияют и социальные факторы. Прежде всего, это низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Культурный человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни». Другим фактором является существующее множество подходов к определению понятия здоровье [3], при этом само понятие суживается и зачастую искажается. Существует более 300 определений здоровья, но мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [6]. Это определение является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.

Проведение мониторинга в области экологической безопасности школьников позволяет сделать вывод о том, что вопросы экологической безопасности занимают весьма небольшое место в содержании обучения безопасности в основной школе, что, на наш взгляд, связано с уменьшением часов федерального компонента ФГОС ООО в области ОБЖ. Исследования показали, что возможности образовательного учреждения для включения курса ОБЖ в образовательную программу используются слабо.

Представляется возможным и целесообразным увеличение содержания экологической безопасности в курсе ОБЖ посредством включения экологической составляющей при изучении безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения. Решение данной задачи представляется нам актуальным для дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ // Молодой ученый. – 2015. – №6.4. – С. 7-10.
  2. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия 6: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – №5(34) – С.97-101 3
  3. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 242.
  4. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 494-496.
  5. Назарова И.Б. Здоровье и качество жизни жителей России // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С. 139–145.
  6. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [Элек-
  7. тронный ресурс] // http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf
  8. (дата обращения: 06.03.2017).
  9. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 90–96.
  10. Фуникова К., Киселева Э.М. К вопросу об экологической составляющей образовательной среды как условии сохранения здоровья// Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей. Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН. 2012. С. 122-125.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, здоровье, курс ОБЖ, образовательная среда, экологическая культура, нравственное воспитание, образовательное учреждение, организм человека, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников

В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...

Похожие статьи

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников

В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...

Задать вопрос