Доступное самообразование: изучение цифрового рисунка и живописи в эпоху информационных технологий
Автор: Перова Ольга Валентиновна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2018
Статья просмотрена: 420 раз
Библиографическое описание:
Перова, О. В. Доступное самообразование: изучение цифрового рисунка и живописи в эпоху информационных технологий / О. В. Перова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14430/ (дата обращения: 16.11.2024).
По данным аналитического агентства We Are Social, на сегодняшний день в мире интернетом пользуется более 4 миллиардов человек. Из них около 250 млн человек впервые вышли в сеть только в 2017 году.
Постоянный массовый приток пользователей напрямую влияет на доступность информации и возможность обучения в сети. При желании, современный пользователь интернета способен получить как минимум базовые знания практический в любой области. Это касается не только науки, но и искусства, в том числе рисунка и живописи.
Высшее художественное академическое образование, фундаментальные принципы которого были заложены еще в эпоху классицизма, по-прежнему считается эталоном качества среди художников. Вместе с тем растет поколение цифровых художников-самоучек (т. е. таких, кто использует компьютер и программное обеспечение, имитирующее традиционные инструменты художника).
При должном таланте и способностях отсутствие профильного образования ни коим образом не сказывается на их востребованности на рынке — технологический прогресс частично размыл границу между образованием и самообразованием. Цифровой художник без диплома, но с высоким уровнем профессиональных навыков будет котироваться выше, чем выпускник художественного вуза без опыта владения виртуальными графическими инструментами.
Можно перечислить ряд очевидных преимуществ для художественного самообразования на сегодняшний день:
‒ Количество доступного образовательного контента.
Видеохостинг YouTube, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео, имеет ежемесячную аудиторию в 1,8 млрд человек. Тысячи образовательных каналов позволяют изучать видеоуроки с разнообразными приемами и техниками рисунка и живописи, самостоятельно обучаться по методам, предлагаемым профессиональными художниками традиционного и цифрового искусства.
Помимо этого, многочисленные профильные интернет-сайты предлагают пошаговые туториалы по построению конструкции форм, основам композиции, освещению и цветопередаче — всем тем дисциплинам, которые изучаются в художественных училищах и университетах.
При этом классическая академическая учебная литература и методические издания не отходят на второй план; они постепенно оцифровываются и появляются в ассортименте онлайн-библиотек — несмотря на все различия между традиционной и цифровой живописью, и та и другая базируется на единых законах.
‒Доступность технических средств и оборудования для творчества.
Основной и необходимый инструмент цифрового художника — компьютер (ноутбук, планшет). Как правило, в дополнение к компьютеру художник располагает графическим планшетом и необходимым для работы программным обеспечением — платным (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw и т. д.) или бесплатным (GIMP, Paint.NET и т. д.).
В процессе интенсивного творчества, в отличие от традиционного художника, вынужденного систематически пополнять запасы материалов для творчества — красок, кистей, холстов и бумаги, — цифровой художник работает в виртуальном пространстве и, один раз приобретая оборудование, свободен от дополнительных затрат. В этом смысле цифровой художник обладает явным преимуществом по сравнению со специалистом традиционной живописи.
‒Возможность дистанционного обучения, гибкость графика занятий.
Вне зависимости от выбранного способа самообучения, будь то рисование по пошаговому туториалу, копирование процесса с видеоролика или индивидуальное занятие с преподавателем в онлайн-чате, художник выстраивает свою систему организации творческого процесса под свой собственный рабочий график.
Не будучи привязанным к университетской аудитории или студии художественного училища, он, во-первых, имеет возможность подобрать оптимальное время для занятий, во-вторых, не испытывает психологического давления от обязательств работать тогда, когда он этого не желает.
Так происходит сознательное формирование собственной образовательной среды, более комфортной и непринужденной.
‒Возможность выставить работу в онлайн-галерее.
Фактически аналогичной возможностью обладают и традиционные художники, сделав фотоснимок или отсканированную копию своей работы. Однако цифровое произведение органичнее вписывается в концепцию виртуальной выставки картин.
В крупнейшей в мире художественной онлайн-галерее художников и иллюстраторов DeviantArt зарегистрированы более 26 млн. пользователей. Основная масса представленных в галерее работ — именно цифровая живопись и рисунок.
Зарегистрированный пользователь галереи свободно выставляет продукт своего творчества. Сайт предоставляет художнику возможность добавлять работу в тематические группы, собирать отзывы аудитории на свое творчество, своевременно знакомится с новейшими работами ведущих художников и иллюстраторов.
Такая интеграция в творческую среду позволяет внимательно отслеживать актуальные тенденции и приемы в современном искусстве цифровой живописи и рисунка, что критически важно для коммерчески ориентированных художников. Помимо этого, общение с аудиторией и сравнение своих результатов с результатами прочих художников-самоучек является дополнительным мотивационным стимулом продолжать обучение.
‒Своевременная обратная связь с преподавателем.
Включение в свою программу самообразования периодических дистанционных уроков с преподавателем позволяет рассчитывать на индивидуальный подход.
Профессиональные художники, ведущие педагогическую деятельность онлайн, оперативно реагируют на обращения и дают возможность заниматься без вынужденных пауз в работе. Своевременная обратная связь позволяет избежать ошибок, особенно критичных на ранних стадиях обучения, когда неверно понятая информация пагубно скажется на творчестве в глобальном плане.
‒Рост рынка интерактивных развлечений.
Темпы роста мирового рынка интерактивных развлечений, таких как видеоигры, опережают прогнозы экспертов — доходы с игр по итогу 2018 года составят $137,9 млрд. (по данным исследования Newzoo). Ведущие игровые компании занимают гораздо больше аудитории, чем большинство крупнейших мировых медиа-и развлекательных корпораций.
Уже сейчас спрос превышает предложение. Международным разработчикам необходимы специалисты, владеющие навыками работы с графическими редакторами. Опыт имеет значение, но наличие достойных конкурентоспособных работ в галерее становится решающим фактором.
Разумеется, при всех плюсах современных возможностей самообучения, есть и минусы:
‒Количество не значит качество.
В массе существующего в сети материала присутствует обучающий контент сомнительного качества. В отсутствии редактуры или какой-либо профессиональной проверки любой псевдо-педагог, не обладающий достаточными знаниями и талантом, способен распространять собственные учебные материалы. Их практическая ценность равна нуля; более того, начинающий художник на начальном этапе самостоятельного образования, следуя ошибочным советам и рекомендация, легко может заложить принципиально неверный фундамент базовых основ рисунка и живописи.
Данная проблема решается путем тщательной выборки образовательных материалов. В сложившемся виртуальном художественном сообществе есть проверенные сайты и образовательные порталы, где секретами своего мастерства делятся признанные художники — популяризаторы цифрового искусства.
‒Самодисциплина.
Низкая результативность вследствие безответственного самоконтроля является проблемой не только в сфере самостоятельного изучения искусства, но и в любой сфере самообразования. Для достижения результата необходимы регулярные занятия. Отсутствие обязательств может стать ключевым тормозящим развитие фактором.
В этом случае каждому приходится решать проблему индивидуально. В качестве одного из способов решения — использование персональных компьютерных органайзеров с гибкими настройками планировщика задач.
Таким образом, преимущества доступного на сегодняшний день художественного самообразования значительно перевешивают недостатки. Обильная информация, отсутствие возрастных и языковых ограничений (дистанционное взаимодействие позволяет общаться с помощью электронного словаря) открывают равные возможности для всех.
Желание рисовать, готовность заниматься, и небольшой стартовый капитал для приобретения рабочего оборудования — минимум, позволяющий любому немедленно начать изучение цифрового рисунка и живописи.
Литература:
1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование/ Публицистическая полемическая монография, М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.
2. Тестов В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2013. № 4
3. Важеевская Н. Е. Развитие современного образования: некоторые общие тенденции. Школа будущего. 2008. № 5. С. 8–13.