Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в процессе обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Дата публикации: 31.08.2015

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. Ю. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в процессе обучения / Л. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8684/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современном образовании личностно-ориентированный подход занимает прочные позиции. В приоритете у преподавателей должна быть развитая и образованная личность, живущая в условиях постоянно меняющегося мира. Именно личностный подход к образованию учитывает возможности и способности ученика, и он сам является активным субъектом деятельности учения.

С понятием личностно-ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Методы и приемы РКМЧП успешно используются в педагогической практике нашей страны на протяжении последних 20 лет.

Учитель, работающий по технологии РКМЧП, перестает быть главным источником информации для ученика, он способствует организации совместного поиска решения проблемы, учит находить оптимальные варианты из множества предлагаемых обстоятельств.

Урок обязательно состоит из трех стадий: вызов, когда ученик вспоминает и озвучивает все знания по проблеме, пусть даже ошибочные, осмысление, когда происходит знакомство с новой информацией, постановка и обсуждение проблемных вопросов и, наконец, рефлексия, где учащиеся формулируют выводы, ставят новые вопросы, в конечном счете, убеждаются в достижении поставленных целей.

На разных этапах урока могут применяться определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам деятельности в пошаговой реализации занятия. Каждый прием в критическом мышлении имеет своей целью раскрытие творческого потенциала учащихся.

В зависимости от целей и задач технологическая карта урока может выглядеть так:

1.      Работа с информационным текстом.

Технологическая карта.

Вызов — составление кластера.

Осмысление — инсерт (маркировка).

Рефлексия — возвращение к кластеру.

Необходимый комментарий.

Кластеры или грозди — это графические систематизаторы, показывающие различные типы связи между объектами, явлениями, предметами.

В центре листа пишется слово или тема, или проблема. Далее вокруг, как грозди, записываются слова, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом, темой.

Прием «Инсерт» или маркировка, когда учащиеся делают пометки карандашом по тексту: «v» — это уже известно,«-» — противоречит представлениям читающего, «+» — новое, «?» — узнать подробнее, есть вопросы.

Привыкнув читать произведение «по диагонали», ученики не всегда вдумываются в содержание, данный прием подразумевает использование целого спектра мыслительных операций. Учащийся не только запомнит текст, но и сформирует собственную точку зрения на информацию, содержащуюся в произведении.

Возвращение к кластеру, составленному в начале урока, предполагает дополнение его новыми подробностями, мыслями по поводу основной темы занятия.

2.      Работа с художественным текстом.

Технологическая карта.

Вызов — выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.

Осмысление — сопоставление версии с новым фрагментом текста (Прием «Чтение с остановками»).

Рефлексия — выдвижение новой версии развития сюжета (Прием «Синквейн»).

Данная технология была успешно апробирована мною на уроках литературы и на классных часах. Представляю Вашему вниманию одну из разработанных мною технологических карт для уроков литературы.

Технологическая карта урока литературы.

Преподаватель: Иванова Л. Ю.

Предмет: литература

Группа: 9 класс

Тема урока: биография М. В. Ломоносова.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность: 45 минут

Дидактические задачи (цель учебного занятия): формирование у учащихся знаний о биографии Ломоносова М. В.

Развивающие задачи: развитие умения работать в паре, умения составить презентацию изученного текста.

Воспитательные задачи: повышение мотивации к обучению на примере биографии Ломоносова

Оборудование:доска, ватманы, фломастеры, портрет Ломоносова

Ход урока:

Ход учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентир. дозировка времени

1.Оргмомент.

2. Работа в группах (по 2 человека) с текстом (два раздела А и Б)

3. Подготовка устной презентации по тексту.

4. Презентация текста у доски.

5. Фиксирование основных моментов презентаций рабочих групп.

6. Корректировка выступлений учащихся.

7. Выступление эксперта.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

«Биография Ломоносова М. В.»

 

Чтение. Суммирование прочитанного в парах.

Составление опорного конспекта для презентации.

Тексты, учебник литературы 9 класс.

2мин

10 мин

 

 

10 мин

 

10 мин

 

2 мин

 

 

 

2 мин

 

2 мин

6 мин

1 мин

 

Тексты для урока.

Приложение 1. Детство Ломоносова М. В.

Раздел № А.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. Каких-либо документальных сведений о его детстве не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его, сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. Он изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаила видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена.

С детских лет Ломоносов слышал рассказы поморов о войне со Швецией, угрожавшей Русскому Северу, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге лодейного кормщика Ивана Рябова, посадившего шведский корабль на мель, когда вражеская эскадра хотела захватить Архангельск. Слышал Михайла и рассказы о Петре I. Поморы любили вспоминать, как царь своими руками заложил в Соломбале корабль и как он плавал по Белому морю, едва не погибнув в Унских рогах во время жестокой бури. Свежи были и воспоминания о посещении Петром I верфи Бйжениных. В семье Ломоносовых хорошо помнили Петра. Лука Ломоносов, как один из видных и зажиточных людей холмогорского уезда, несомненно, принимал участие во встрече и проводах царя. Василий Дорофеевич тоже видел Петра, причем не только на Курострове, но и в Архангельске.

Раздел Б.

М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность.

Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.

Приложение № 2. Юность Ломоносова М. В.

Раздел А.

Ломоносову грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

С ноября 1736 года Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх. Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх. 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. В 1743 году Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году. 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.

Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей и три дочери Софья, Екатерина и Анна. Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.

Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.

Раздел Б.

Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики.

Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

Приложение № 3. Зрелые годы Ломоносова М. В.

Раздел А.

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносова Рекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику физического исследования микроскоп, заявил себя сторонником томно-молекулярного строения материи.

Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.

Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.

Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить «чистой науке» и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.

Раздел Б.

Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет «Риторика», в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил «Российскую грамматику», которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.

Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы

Выводы.

1)        Использование данной технологии на классных часах вызывает больший интерес учащихся, чем на уроках литературы. Это связано с тематикой изучаемых текстов, на классных часах она более разнообразна и разнопланова, что отвечает интересам учеников. Темы текстов по литературе привязаны к содержанию программы, они более академичны и хрестоматийны, требуют фундаментальных знаний, а ими обладают далеко не все ученики. В связи с этим возникают определенные трудности при освоении информации учащимися — низкий уровень мотивации и интереса.

2)        В процессе применения технологии происходит обобщение знаний учащихся, обучение разным способам мышления, появляется возможность ведения бинарных уроков, обучения может стать вариативным и дифференцированным, у учащегося формируется четкая направленность на самореализацию, что соответствует требованиям времени.

 

Литература:

 

1.         Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская.-2 изд., дораб.-М.:Просвещение,2011.-223с.:ил.-(Работаем по новым стандартам).

2.         Васюта И. В. Махотина А. Ф. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы. / И. В. Васюта, А. Ф. Махотина// Первое сентября. Литература. -2005. № 3,с. 27–29.

Основные термины (генерируются автоматически): Ломоносов, биография Ломоносова, Ломонос, мина, текст, урок литературы, критическое мышление, Московский университет, русская литература, Русский Север.

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Использование технологий WEB 2.0 на уроках информатики как метод повышения качества знаний

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Использование технологий WEB 2.0 на уроках информатики как метод повышения качества знаний