В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на обучаемых с опорой на традиционные средства обучения.
Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. В настоящее время интерес к этой теме остается довольно устойчивым и весьма актуальным. Но, несмотря на большое количество преподавателей-исследователей, занимавшихся вопросами активного и интерактивного обучения, эта проблема является не до конца изученной. При совместном использовании современных интерактивных методов преподования с информационными компьютерными технологиями приведут к повышению уровня преподавания, эффективному использования современных методов и к повышению интереса предмету.
В ряду с социально-гуманитарными, естественными и общепрофессиональными предметами, интерактивных методов обучения, применяемых при преподовании «Физики», подразделяем на проблемные — методы исследования, логические методы, методы самостоятельной работы, методы премирования и обоснования деятельности студентов а также на методы контроля и самоконтроля [1]. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся групп без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
В настоящей работе мы приведем методику преподавания лекционного, практического и лабораторного занятия по теме «Корпускулярные свойства света» интерактивными методами обучения и информационно-компьютерных технологий, что является целью настоящей работы.
Лекция по текущей теме читается по следующему плану:
- Явление фотоэлектрического эффекта. Опыть Столетова.
- Формула Эйнштейна для внешнего фотоэлектрического эффекта.
- Практическое применения внешнего фотоэлектрического эффекта. Фотоэлементы, фoтoэлектрoнные умножители.
- Практическое применения внутреннего фотоэлектрического эффекта. Фоторезисторы, фотоэлементы.
Рис. 1.
При преподавании на лекционном занятии можно применять интерактивный метод обучения «Таксомания Блума»:
- Что такое явление фoтoэлектрического эффекта?
- Что такое явление внешнего фoтoэлектрического эффекта?
- Объясните опыты Столетова для внешнего фoтoэлектрического эффекта.
- Расскажите законы фoтoэлектрического эффекта.
- Напишите формулу фототока насыщения.
- Что такое явление внешнего фoтoэлектрического эффекта.
- Запишите энергию фoтoэлектрoнов.
- Запишите формулу Эйнштейна для внешнего фотоэлектрического эффекта.
- Расскажите физический смысл формулы красной границы фoтoэффекта.
- Запишите формулу красной границы фoтoэффекта.
- Практическое применения внешнего фотоэлектрического эффекта. Фотоэлементы, фoтoэлектрoнные умножители.
- Практическое применения внутреннего фотоэлектрического эффекта. Фоторезисторы, фотоэлементы.
В течении урока можно пользоваться анимацией, полученной из Интернета, которая позволяет объяснить внешнего и внутреннего фотоэффекта, «красную границу» внешнего фотоэффекта (рис.). в этой анимации можно варьировать материала вещества анода, длину падающего света, полюсов и количества напряжения.
Во время лекционного занятия можно пользоваться графическим органайзером «Инсерт» (обучение, поставляя знаки). Знаки поставляются следующим образом:
+ |
V |
? |
- |
В поле знака «+» можно написать понятия, о которых слушатель раньше знал или слышал, если слушатель впервые слышит об этом понятии, его можно написать в поле знака «V». Если слушатель слышит противоречивые понятия или их не понимают, то их напишет в поле знака «?». Если у слушателя появится вопросы, не понимает их, то их можно написать в поле знака «-».
Мы думаем, что при обучении этим методом, можно пользоваться следующими словосочетаниями: фотоэлектрический эффект, внешний фотоэлектрический эффект, внутренний фотоэлектрический эффект, основная характеристика фотоэлектрического эффекта, ток насыщения, первый закон Столетова, второй закон Столетова, третий закон Столетова, тормозящий потенциал, работа выхода электрона, «красная граница» внешнего фотоэлектрического эффекта, формула Эйнштейна, фотон, постоянная Планка, фотопроводимость, фотоэлемент, фотодиод, солнечный элемент.
Таким образом, при чтении лекции по теме «Корпускулярные свойства света» можно применять такие интерактивные методы обучения, как «Таксомания Блума” и «Инсерт». При использовании этих методов, не только преподаватель, но и слушатели также активно включаются в учебный процесс, что повышает эффективности преподавания. Во время лекции необходимо пользоваться всеми средствами, которые будут получены из глобальной информационной сети Интернет, что повышает интерес у слушателей и эффективность преподавания.
Литература:
- У. Ш. Бeгимқулoв, Р. X. Джураeв, Р. Г. Исянoв, Ш. С. Шарипoв, Ш. М. Адашбoeв, М. Н. Цoй, “Пeдагoгик таълимни аxбoрoтлаштириш: назария ва амалиёт”, Тoшкeнт, 2011, 177 б.