Творческое развитие личности. Пластилиновый мир
Авторы: Ермакова Лариса Александровна, Акимова Лариса Юрьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 17.05.2018
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Ермакова, Л. А. Творческое развитие личности. Пластилиновый мир / Л. А. Ермакова, Л. Ю. Акимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14256/ (дата обращения: 19.11.2024).
Творческий мир — это мир красоты. Все мы знаем, что дети любят лепить. Ребенок стремится к экспериментированию, преобразованию и созиданию, тянется познавать окружающий мир, его многообразие и красоту.
Дети с ограниченными возможностями здоровья некоординированы, неусидчивы и чтобы привлечь их внимание, важно выбрать доступный вид деятельности. Проще всего ребенку работать с пластилином. Ребенок творит, создавая различные пластилиновые образы и композиции. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно подобрать простые производные приемы выполнения пластилинографических изображений.
‒ Сплющивание
‒ Налепливание
‒ Придавливание
‒ Прижимание
‒ Размазывание
Постоянные и систематические занятия лепкой помогут ребенку с ОВЗ развивать моторику рук и пальцев, развивать фантазию, воображение, формирование речевого аппарата, привлечь внимание к творчеству, привить любовь к прекрасному. Разве не чудо, когда в детских руках бесформенный материал превращается в забавную фигурку.
Еще с древних времен люди лепили игрушки, посуду и другую домашнюю утварь из глины. Если не было под рукой материала, даже обычная старая газета и бумага скатывалась и использовалась для лепки. А серебристую фольгу от конфеты преображали в чудесное украшение или игрушку. Также для лепки можно использовать муку и соль, так называемое тесто с использованием бытовых предметов: бутылочек, пузырьков и баночек, которые придают необычный вид изделию.
Чем раньше начинает ребенок работать пальчиками, тем быстрее способы лепки формируют процесс усидчивости и работоспособности и становится важным для последующей совместной работе взрослого и ребенка, установлению теплых, дружеских и доверительных отношений. Совместная деятельность способствует и благотворно влияет на психику и помогает овладеть позитивным опытом совместной работы.
Конечно же особое внимание на занятиях лепкой уделяется целям:
‒ Формирование интереса и эмоционального отклика на простые вылепленные изделия.
‒ Формирование представлений детей с ОВЗ о предметах, временах года, животных и т. д.
‒ Воспитание радости от данного вида деятельности и совместного общения.
‒ Воспитание стремления гордиться своими достижениями и законченному результату.
‒ Закрепление навыков работы с пластилином.
‒ Формирование умений взаимодействовать в группе, в социуме.
‒ Развивать самостоятельность.
‒ Воспитывать аккуратность.
‒ Поощрять стремление лепить.
‒ Формировать умение проявлять дружелюбие, активность в творчестве. Разнообразные материалы для пластилинографии, позволяют ребенку сделать свою работу содержательной, изделия оригинальными, выразительными и рождают интересные образы и идеи, желание придумывать и фантазировать.
Учитывая цели и задачи воспитательно-образовательной работы, педагог использует предварительную работу.
Поскольку любознательность и наблюдательность лежать в основе развития интереса, необходимо совершать прогулки, экскурсии, поездки с целью наблюдения за живой и не живой природой.
Таким образом, творческое развитие протекает наиболее эффективно. Ребенок творит с энтузиазмом, формирует изделие по образу, которые сформировались в ходе ознакомления.
Так же при организации занятий лепкой, следует соблюдать ряд необходимых требований:
‒ Планирование занятий в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач.
‒ Планирование занятий, учитывание возможностей и возрастных особенностей ребенка.
‒ Рациональный отбор содержания, предполагающий смену разных видов детской деятельности.
‒ Выбор методов и приемов обучения в процессе данного вида деятельности.
‒ Структурная четкость, завершенность и индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ.
‒ Обязательное использование наглядности, в соответствии с содержанием, замыслом и индивидуальными психофизическими особенностями развития детей.
‒ Эмоциональная насыщенность занятий.
‒ Соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе занятия.
‒ Достаточное свободное пространство, в котором дети могли бы заниматься сидя на ковре, за столами и выполнять движения в разных направлениях, чувствовать себя комфортно и свободно.
В работе с пластилином слабенькую, неокрепшую руку нужно развивать и тогда успех вызовет у ребенка желание создавать образы и композиции сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве. Чтобы образы композиции надолго оставались в памяти, важно и полезно закреплять работу, стараться создавать игровые ситуации с участием вылепленных персонажей, атмосферу радости, восторгаясь стараниями и результатами ребенка.
Конечно же, ведущая роль в формировании интереса к пластилинографии принадлежит педагогу. Поэтому от его педагогического влияния во многом зависит формирование характера, интереса и чувственность ребенка. Педагог постоянно обдумывает свои воздействия на детей, находит подход к каждому ребенку, формирует наблюдательность, ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя, то, что не заметят другие, значит и мир интересного и познавательного значительно шире. Вместе с родителями и детьми организуем выставки совместного творчества, обращаем внимание родителей на необходимость совместных традиций, занятий, стремления воспитывать и расширять интерес к лепке.
Купите детям пластилин и помогите ребенку в трудные моменты, поощряйте его и хвалите за усердие и интерес к творчеству.
Литература:
- Г.Н Давыдова. «Детский дизайн» — пластилинография. Издательство 2006г.
- Л. Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова. Программа воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Издательство КАРО Санкт– Петербург 2009г.
- А. Р Малер. «Помощь детям с недостатками развития» Издательство 2006г.
- О.В Павлова «Изобразительной деятельности и художественный труд». Издательство Волгоград 2011г.
- В.А Силивон. Пластилиновая страна «Лепилка» Издательство Минск 2010г.
- Е.А Румянцева. «Необычная лепка» — Дрофа 2008г.