Творческое развитие личности. Пластилиновый мир | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермакова, Л. А. Творческое развитие личности. Пластилиновый мир / Л. А. Ермакова, Л. Ю. Акимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14256/ (дата обращения: 19.11.2024).



Творческий мир — это мир красоты. Все мы знаем, что дети любят лепить. Ребенок стремится к экспериментированию, преобразованию и созиданию, тянется познавать окружающий мир, его многообразие и красоту.

JGDQ3014.jpg

Дети с ограниченными возможностями здоровья некоординированы, неусидчивы и чтобы привлечь их внимание, важно выбрать доступный вид деятельности. Проще всего ребенку работать с пластилином. Ребенок творит, создавая различные пластилиновые образы и композиции. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно подобрать простые производные приемы выполнения пластилинографических изображений.

‒ Сплющивание

‒ Налепливание

‒ Придавливание

‒ Прижимание

‒ Размазывание

Постоянные и систематические занятия лепкой помогут ребенку с ОВЗ развивать моторику рук и пальцев, развивать фантазию, воображение, формирование речевого аппарата, привлечь внимание к творчеству, привить любовь к прекрасному. Разве не чудо, когда в детских руках бесформенный материал превращается в забавную фигурку.

Еще с древних времен люди лепили игрушки, посуду и другую домашнюю утварь из глины. Если не было под рукой материала, даже обычная старая газета и бумага скатывалась и использовалась для лепки. А серебристую фольгу от конфеты преображали в чудесное украшение или игрушку. Также для лепки можно использовать муку и соль, так называемое тесто с использованием бытовых предметов: бутылочек, пузырьков и баночек, которые придают необычный вид изделию.

PMZW6907.jpg

Чем раньше начинает ребенок работать пальчиками, тем быстрее способы лепки формируют процесс усидчивости и работоспособности и становится важным для последующей совместной работе взрослого и ребенка, установлению теплых, дружеских и доверительных отношений. Совместная деятельность способствует и благотворно влияет на психику и помогает овладеть позитивным опытом совместной работы.

Конечно же особое внимание на занятиях лепкой уделяется целям:

‒ Формирование интереса и эмоционального отклика на простые вылепленные изделия.

‒ Формирование представлений детей с ОВЗ о предметах, временах года, животных и т. д.

‒ Воспитание радости от данного вида деятельности и совместного общения.

‒ Воспитание стремления гордиться своими достижениями и законченному результату.

‒ Закрепление навыков работы с пластилином.

‒ Формирование умений взаимодействовать в группе, в социуме.

‒ Развивать самостоятельность.

‒ Воспитывать аккуратность.

‒ Поощрять стремление лепить.

‒ Формировать умение проявлять дружелюбие, активность в творчестве. Разнообразные материалы для пластилинографии, позволяют ребенку сделать свою работу содержательной, изделия оригинальными, выразительными и рождают интересные образы и идеи, желание придумывать и фантазировать.

DSMP5806.jpg

JBIQ9848.jpg

Учитывая цели и задачи воспитательно-образовательной работы, педагог использует предварительную работу.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежать в основе развития интереса, необходимо совершать прогулки, экскурсии, поездки с целью наблюдения за живой и не живой природой.

Таким образом, творческое развитие протекает наиболее эффективно. Ребенок творит с энтузиазмом, формирует изделие по образу, которые сформировались в ходе ознакомления.

Так же при организации занятий лепкой, следует соблюдать ряд необходимых требований:

‒ Планирование занятий в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач.

‒ Планирование занятий, учитывание возможностей и возрастных особенностей ребенка.

‒ Рациональный отбор содержания, предполагающий смену разных видов детской деятельности.

‒ Выбор методов и приемов обучения в процессе данного вида деятельности.

‒ Структурная четкость, завершенность и индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ.

‒ Обязательное использование наглядности, в соответствии с содержанием, замыслом и индивидуальными психофизическими особенностями развития детей.

‒ Эмоциональная насыщенность занятий.

‒ Соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе занятия.

‒ Достаточное свободное пространство, в котором дети могли бы заниматься сидя на ковре, за столами и выполнять движения в разных направлениях, чувствовать себя комфортно и свободно.

В работе с пластилином слабенькую, неокрепшую руку нужно развивать и тогда успех вызовет у ребенка желание создавать образы и композиции сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве. Чтобы образы композиции надолго оставались в памяти, важно и полезно закреплять работу, стараться создавать игровые ситуации с участием вылепленных персонажей, атмосферу радости, восторгаясь стараниями и результатами ребенка.

Конечно же, ведущая роль в формировании интереса к пластилинографии принадлежит педагогу. Поэтому от его педагогического влияния во многом зависит формирование характера, интереса и чувственность ребенка. Педагог постоянно обдумывает свои воздействия на детей, находит подход к каждому ребенку, формирует наблюдательность, ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя, то, что не заметят другие, значит и мир интересного и познавательного значительно шире. Вместе с родителями и детьми организуем выставки совместного творчества, обращаем внимание родителей на необходимость совместных традиций, занятий, стремления воспитывать и расширять интерес к лепке.

XEES4629.jpg

Купите детям пластилин и помогите ребенку в трудные моменты, поощряйте его и хвалите за усердие и интерес к творчеству.

JFYA2199.jpg

Литература:

  1. Г.Н Давыдова. «Детский дизайн» — пластилинография. Издательство 2006г.
  2. Л. Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова. Программа воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Издательство КАРО Санкт– Петербург 2009г.
  3. А. Р Малер. «Помощь детям с недостатками развития» Издательство 2006г.
  4. О.В Павлова «Изобразительной деятельности и художественный труд». Издательство Волгоград 2011г.
  5. В.А Силивон. Пластилиновая страна «Лепилка» Издательство Минск 2010г.
  6. Е.А Румянцева. «Необычная лепка» — Дрофа 2008г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид деятельности, занятие лепкой, образ, ограниченная возможность здоровья, Планирование занятий, формирование интереса.