Имидж учителя физической культуры
Физическая культура является одним из главных факторов развития здоровой личности. Физическая деятельность отвечает не только за здоровье человека, но она является еще и действенным способом профилактики девиантного поведения молодых людей, потому что упорная физическая деятельность, обращенная на спортивные результаты, имеет значительное место в мотивации подростков.
Невзирая на повсеместное принятие и понимание ценностей физической культуры для человека, её воспитательные возможности не осуществлены как следует в учебном процессе в общеобразовательных организациях [1, с.15]. По большей части это связано с личностью учителя физкультуры, с его квалификацией и подготовленностью, в одном случае, а в другом случае, это связано с определенным образом учителя в общественном сознании, со всеми стереотипами в его сторону и в сторону самого урока физической культуры.
К несчастью, социальный статус самой профессии учителя физкультуры занимает низкое положение, что, разумеется, выражается и на отношении учащихся и их родственников к данной дисциплине [3, с.37].
Результативность физического воспитания молодых людей по большей части формируется не только мастерством педагога, но и вера людей в то, что он может выполнить такую трудную и важную задачу. Данная вера, а точнее доверие людей определяется на основе общественного мнения о профессии и её сотрудниках, то есть на базе сформировавшегося имиджа.
Имидж педагога физкультуры это образ, который формируется в обществе во время коммуникаций с лицами причастными к сфере образования, это сами учащиеся, их родители и родственники, другие педагоги, руководящие структуры.
На создание положительного имиджа учителя физической культуры оказывают влияние многие компоненты: профессионализм, физическая форма, увлеченность своей работой, способность устроить процесс обучения, способность к воспитанию у учащихся личностных и физических качества, умение грамотно проводить среди подростков профилактику вредных привычек и девиантного поведения. Негативный же имидж формирует невозможность воплотить в жизнь все вышеперечисленные факторы, при этом негативный имидж учителя формирует такой же имидж и к самой физической культуре [2, с.25]. В связи с этим, положительный имидж учителя физкультуры это залог его успеха в образовательной сфере.
Имидж должен создаваться целенаправленно самим педагогом либо прибегнув к помощи другого специалиста. Как только учитель физкультуры начинает формировать положительный имидж, изменяется и его собственное отношение к своей профессии и задачам, главная из которых это становление личностей. Учитель, чья деятельность полностью направлена на развитие здоровой и полноценной личности, передает такое свое отношение и к самому уроку физической культуры, формируя у обучающихся положительный образ как к педагогу, так и к профессии.
Безразличное отношение учителя к своей дисциплине, подчеркивание её как профессию с низким социальным статусом не содействует положительному её образу в глазах учеников, и соответственно не настраивает учащихся на хорошее усвоение материала урока, не заинтересовывает их и физическое развитие и возможный результат [4, с.163]. Всё это лишь очерняет имидж учителя и профессии.
Исследователи, которые провели анкетирования среди учащихся, коллег, родителей, выделили следующие критерии, способствующие формированию положительного имиджа учителя физической культуры [6, c.127]:
— компетентность и профессионализм;
— внешний облик учителя физкультуры (чистый и опрятный спортивный костюм и обувь, физически развитым, подтянутым);
— учитель физкультуры не должен иметь вредных привычек, а должен вести здоровый образ жизни;
— способность организовывать дисциплину на уроке физической культуры, иметь организаторские и управленческие способности;
— объективность поставленных оценок;
— уважение личности ребенка;
— способствовать спортивным достижениям учащихся.
Полученные данные говорят нам о том, что коллегам, родителям, а главное учащимся вовсе не безразлично, какой учитель и как проводит занятия физической культуры. Важны как внешние, так и внутренние компоненты образа педагога, чтобы сформировался позитивный имидж. Получился довольно высокий уровень требований к учителю, к которому и должен стремиться каждый профессионал своего дела.
Из этого следует, что к формированию имиджа необходимо подойти целенаправленно. При этом само формирование имиджа должно проходить последовательно [6, c. 154]:
- Представить идеального педагога по физической культуре, его профессиональные качества, которыми он должен обладать. Определить главные цели и задачи, которые необходимо решить на уроках физкультуры.
- Определить навыки и умения учителя, в которых он не в полной мере компетентен, это могут быть проблемы с общением с учащимися, специфика поведения, организаторские способности и т. д. Также необходимо создать программу, нацеленную на развитие профессиональных ценностей, что поможет и педагогу по иному взглянуть на важность своей дисциплины, и воплотить ожидания общественности к педагогу физической культуры и к профессии.
- Учитель физической культуры должен привлечь учащихся в работу по популяризации здорового образа жизни, проводя различные спортивные мероприятия, соревнования, классные часы, физкультминутки, организовывая секции, а также большое внимание уделять трудным подросткам, проводить для них индивидуальные занятия и беседы, вовлекать их в общественную жизнь образовательного учреждения [5, c.81].
- Сформировать положительный имидж об учителе физической культуры и самой профессии в общественном сознании. Для этого необходимо донести до масс информацию, которая составляет положительный образ, это происходит как через передачу информации «из уст в уста», так и через средства массовой информации. В связи с этим, необходимо отражать работу учителей физической культуры и спортивные достижения учащихся в СМИ, тем самым пропагандируя здоровый образ жизни, полезность занятии физической культурой и улучшая имидж учителя и профессии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что имидж педагога физической культуры — это общественное мнение о нем и о его профессии, сформировавшееся благодаря информации, которая была получена или из СМИ или от других людей. Имидж необходимо создавать еще в период профессиональной подготовки в учебных заведениях будущих педагогов физкультуры. Здесь, главное место занимают преподаватели физической культуры, которые влияют на отношение будущего учителя к своей работе, и дают качественное образование. Верное применение методов по формированию имиджа учителя физической культуры помогает создать в сознании масс положительной отношение к самой физической культуре как к важному и очень ценному элементу в воспитании молодых людей.
Список использованной литературы
1. Белова Е. Н. Формирование имиджа педагога в процессе профессиональной подготовки. Казань: 2002. — 94 с.
2. Бушуева Т. Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности. Челябинск: 2007. — 28 с.
3. Купцова В. Г. Имиджмейкинг педагога физической культуры // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V1 Междунар. науч. практ. конф. Ставрополь: 2009. — С. 36–40.
4. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегии. Психотехнологии. Психотехники. СПб.: Омега-Л, 2009. — 272 с.
5. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.
6. Шкурко Н. М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: дис. канд. психол. наук. М.: 2006. — 179 с.
1