Особенности подготовки к уроку по физической культуре
Автор: Нестеренко Виктор Николаевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 29.01.2022
Статья просмотрена: 131 раз
Библиографическое описание:
Нестеренко, В. Н. Особенности подготовки к уроку по физической культуре / В. Н. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7039/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются особенности подготовки к уроку по физической культуре. Автором анализируются ее основные этапы и вносятся предложения по их совершенствованию на основе собственного педагогического опыта.
Ключевые слова: учитель, обучающиеся, подготовка, учебные задачи, урок по физической культуре.
Успешное проведение урока по физической культуре требует от учителя много усилий и серьезной подготовки. Это касается как начинающих, так и высококвалифицированных педагогов.
Необходимыми этапами организации учебно-воспитательной работы являются: определение содержания и структуры занятия, проработка его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку [1, с. 180].
Важную роль в подготовке играет содержание урока по физической культуре. Его сущность заключается в постановке учебных задач, на решение которых направлены как усилия педагога, так и обучающихся.
Разработка подробного плана, естественно, трудоемкая, но обязательная задача для каждого учителя. На наш взгляд, это одна из эффективных форм повышения уровня его профессиональных знаний и умений. Разработка подробного плана в некоторой степени способствует и его самообразованию. С приобретением необходимого опыта педагогу становится легче и быстрее разрабатывать планы-конспекты. Более понятными для него становятся содержание и структура урока по физической культуре, а оформление плана и технологической карты не составляют особого труда.
Педагогу необходимо выработать собственный подход к оформлению плана и технологической карты в целях снижения его трудоемкости. Например, можно разработать удобную для записи форму, понятную для него. В целях придания наглядности как одного из важных качеств следует применять схемы упражнений с порядком их выполнения; рисунки, отражающие расположение и точки взаимодействия обучающихся; условные обозначения и другие сокращения. Отметим, что план и технологическая карта, несмотря на свои образность и схематичность, являются неотъемлемым элементом успешной подготовки к занятию. Именно они помогают обеспечить его логичность, системность и целенаправленность.
Речевая и двигательная подготовка не менее важны для учителя физической культуры. Они также влияют на успешность проведения урока и эффективность руководства обучающимися. В указанном направлении выделим ряд рекомендаций, которые, на наш взгляд, наиболее важны. Для начала педагогу следует потренировать свой речевой аппарат и скорректировать манеру произношения команд, подсчета темпа движений. Кроме того, целесообразно заблаговременно запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися. В случае необходимости нужно восполнить имеющиеся в памяти пробелы. Далее педагогу следует грамотно продумать порядок изложения каких-либо правил, определив направленность предполагаемой игры, беседы или иной формы взаимодействия. В процессе самопроверки внимание учителя должно быть сконцентрировано и на образности изложения, интонации голоса и других речевых составляющих. Так, например, от умения произносить команду отчетливо, делать акценты на ключевых словах в предварительной части и повышать энергичность интонации голоса на сигнальном слове в исполнительной части команды зависит эффективность руководства обучающимися.
Пауза — одна из важных речевых составляющих. Умение выдерживать паузу оптимальной длительности между частями команды имеет большое значение для учителя физической культуры. Она помогает осмыслению обучающимися требуемого и подготовке к его организованному выполнению. При этом особое внимание должно уделяться возрастным особенностям занимающихся. Естественный темп движений детей и подростков выше темпа взрослого человека. Соответственно, педагогу следует представить себе нужную частоту движений и попробовать ее выдерживать. Полагаем, что это помогает облегчению учебной задачи, но в то же время и повышению ее эффективности. Особенно это актуально при обучении постепенным или контрастным переключениям в темпе.
В вышеперечисленных процессах необходимо избегать однообразия. Можно пользоваться как традиционным словесным подсчетом, так и хлопками, постукиваниями палочками и т. п. Обратим внимание и на такую, казалось бы, мелочь как громкость сигнализации. Целесообразно ее изменение от умеренно сильной до приглушенной и даже слабой. Это позволит разнообразить процесс запоминания и усвоения того или иного двигательного элемента. Задав нужный темп, также можно предложить обучающимся поддерживать частоту движений собственными усилиями. Учитель физической культуры при этом, обнаружив отклонения, должен своевременно корректировать темп с помощью направляющих слов: «реже», «чаще», «чуть реже (чаще)». В приоритете — учащение. Это дается занимающимся легче в силу возрастных особенностей.
Прежде, чем продемонстрировать движения на занятии, педагог должен провести их апробацию. Даже при уверенности в их должном выполнении не нужно пренебрегать повторением в целях придания большей точности. Это полезно и в методическом аспекте.
Внешний вид способствует повышению репутации профессионала, в том числе и учителя физической культуры [2, с. 48]. Значит, ему важно уделять внимание и своему имиджу. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Важно, чтобы костюм по расцветке не был навязчиво ярким, пестрым (что ни предмет, то свой цвет) и чтобы выбранные цвета гармонировали между собой (например, темно-синий костюм, голубая или белая футболка, такого же цвета носки). Недопустимо смешение предметов спортивной одежды, ношение мятой и (или) загрязненной одежды, недостаточно чистой обуви.
Отработке подлежит и умение держать себя и двигаться, жестикулировать. Например, важно всегда быть в меру подтянутым, но без потери непринужденности, эмоционально впечатляющей свободы и легкости в позах и движениях. Не следует вести разговор с детьми, отдавать распоряжения и команды, облокачиваясь на снаряды, сидя «развалясь» и т. п., как и осуществлять показ, не приняв должного исходного положения. Это может создать негативные впечатления.
Таким образом, подготовка к уроку по физической культуре является одновременно важным и трудоемким процессом. От нее зависит успешность проведения занятия и усвоения учебных задач, установления необходимого контакта между педагогом и обучающимися. Он должен уделить должное внимание определению содержания и структуры занятия, проработке его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку. Кроме того, учитель физической культуры должен уметь держать необходимый уровень профессионального имиджа.
Литература:
- Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Академия, 2004. 272 с.
- Луканова О. В., Тряпкина О. А. Каким мы видим современный урок физической культуры / О. В. Луканова, О. А. Тряпкина // Проблемы педагогики. — 2016. № 4. С. 47–49.
Похожие статьи
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе
В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...
Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям
В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.
Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях
В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...
Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ
В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС
В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...
Похожие статьи
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе
В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...
Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям
В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.
Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях
В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...
Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ
В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС
В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...