Исследования, проведенные в группах по проблемам усвоения студентами учебного материала по разделам спортивных игр (баскетбол), гимнастики и легкой атлетики на уроках физической культуры среди студентов 1-курса показали, что большинство студентов (50–70 %) не достигают уровня двигательного навыка даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям на 8–10 уроках. Различие в названиях этапов, нестабильность их количественного состава, отсутствие толкования таких понятий, как ознакомление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное разучивание и др., затрудняет целеполагание как компонент педагогической деятельности преподавателя физической культуры. Это приводит к просчетам в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации, снижающим результативность учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
К началу обучения конкретному двигательному действию часть студентов групп (30–40 %) не готовы усвоить его. Это объясняется:
– различием уровней двигательной подготовленности и физического развития;
– характером сформированности и направленности физкультурных и спортивных интересов студентов;
– отношением студента к предмету «Физическая культура» и к преподавателю;
– различием в уровнях профессионально-педагогической подготовленности педагогов физического воспитания.
Цель подготовительного этапа — обеспечение у всех студентов нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу. Во время подготовительного этапа создается фонд двигательных координаций, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия. Эти действия характеризуются физиологическими, психологическими и педагогическими особенностями.
Физиологические — проявляются в процессе формирования двигательных координаций, необходимых для усвоения основного двигательного действия, при этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппаратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела, о временных, пространственных и динамических характеристиках и т. д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте студента, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия.
Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координаций или их отдельных элементов.
Психологические — прослеживаются в направленном развитии интересов и потребностей для усвоения основного движения. Одновременно развиваются волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать.
Педагогические особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, выбора оптимальных средств, форм, методов их решения. Наибольшая трудность для преподавателя — определить, когда следует начать подготовительную работу, как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».
В зависимости от этих и других факторов при разработке документов перспективного (годового) и оперативного (четвертного), поурочного (текущего) планирования педагог определяет продолжительность подготовительного периода.
Следует иметь в виду, что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач во время изучения основного учебного материала. Значит, между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных возможностей студентов по предмету «Физическая культура». Преподавателю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия, поскольку цель этапа— обеспечить готовность студента усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия и поэтому преподаватель ставит задачу:
– определить возможности студентов усвоить изучаемое двигательное действие;
– выявить основные группы, чтобы дифференцировать процесс обучения;
– отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе;
– сформировать у студентов базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом;
– развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.
Количество и последовательность педагогических задач данного этапа могут варьировать в зависимости от координационной сложности двигательного действия, особенностей учащихся, материально-технической базы и личного опыта преподавателя физической культуры. Для достижения этих целей можно использовать такие методы обучения как:
– словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, словесные инструкции);
– упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подводящие к последующему объединению их в целостное физическое упражнение,);
– наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, фотокиноматериалы (визуальные), чертежи, схемы, макеты).
Таким образом, подготовка студентов к усвоению изучаемого двигательного действия — это «шаги» процесса его обучения, взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности.
Литература:
- Абдуллаев А., Хонкелдиев Ш. Теория и методика преподавания физической культуре.// Ташкент. 2005. 300 c.
- Саломов Р. С. Теоретические основы занятий спортом// — Ташкент. 2005. 238 с.
- Махкамджонов К. М., Туленова Х. Б. Теория и методика физической культуры.// Ташкент. ТГПУ. 2002. 60 с.