В указах и постановлениях Президента РУз и правительства поставлены задачи дальнейшего расширения массовости занятий физической культурой и спортам в Узбекистане. Эти задачи могут быть успешно решены лишь в результате активной работы по физической культуре, в целях разностороннего и гармоничного развития граждан нашей страны.
Целью физического воспитания в Узбекистане является укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков, подготовка к труду и защите Родины.
В воспитании всесторонне развитого человека важное значение имеет физическое воспитание. Физическое воспитание детей должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы и общественности, при этом ведущая роль принадлежит школе. Именно в школе закладываются основы физического воспитания детей.
Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всестронне физически развитых строителей общества, готовых к труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания разрешаются следущие основные задачи:
а) укрепление здровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспосбности;
б) овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;
в) воспитание моральных и волевых качеств человека;
г) развитие физических качеств;
д) овладение техникой выполнения специальных спортивных упражнений.
Физическое воспитание учащихся — одно из основных звеньев физического воспитания, поскольку в школе учатся все дети нашей страны. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы, физическое воспитание должно играть важную роль в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
В уставе средней общеобразовательной школы сказано, что обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок.
Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в обязательном порядке всех учащихся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, которые предусмотрены программой, и составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках.
Каждый урок физической культуры отвечает следующим требованиям:
а) иметь определенные задачи — общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока;
б) быть правильно методически построенным;
в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность. Одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г) соответствовать по своему содержанию определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
з) носить воспитывающий характер.
Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основной при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке. Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.
В практике работы школ различают следующие типы уроков:
а) вводные уроки;
б) уроки ознакомления с новым материалом;
в) уроки совершенствования в выполнении пройденного материала;
г) смешанные уроки;
д) учетные уроки.
Под методом ведения уроков понимаются способы организации учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный.
Важное место в процессе обучения имеют принципы и методы обучения. Основные принципы обучения:
‒ систематичность и последовательности при обучении физическими упражнениями;
‒ принцип сознательности и активности учащихся;
‒ принцип прочности знаний и навыков;
‒ принцип доступности;
‒ принцип наглядности.
В практике физического воспитания применяются много различных методов и методических приемов обучения.
Методы можно объединить в следующие три группы:
А) словесные (объяснения, рассказ, беседа, команда, распоряжения, указание);
Б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);
В) практические (упражнения, соревнования, игры).
Все методы и методические приемы взаимосвязаны. Применяя их в различных сочетаниях, учитель обеспечивает полноценный процессе физического воспитания.
Для успешного проведения учебной работы по физическому воспитанию необходима соответствующая материальная база — школьная спортивная площадка, спортивный или гимнастический зал.
Литература:
- Абдиев А. Н. Динамика состояний борцов 16–17 лет на после соревновательном этапе в процессе многоцикловой подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук Т, 1994, 24 с.
- Бошк Т. В. и др. Способ оценки специальной выносливости таэквондистов. Теория и практика физкультуры. — М., 2000, с 28–29.
- Годик М. А. Исследования факторной структуры скоростно-двигательных способностей человека. 1996.
- Ким В. А. Методы подготовки дзюдоистов высокого класса. 1998.