Вожатый — профессия, которой не учат в вузах. Вожатый — это состояние души, образ мышления... и жизни.
В современном образовательном учреждении старший вожатый занимает значимое место в деятельности воспитательной системы. Вожатый не только осуществляет координацию деятельности детских объединений, сотрудничает с детскими и молодежными объединениями района и области, вовлекает ученический актив в различные виды деятельности, но и создает условия для их развития, организуя многогранную работу в школе, реализует добровольческие и социальные проекты.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей [1, с. 21].
Современное образование — комфортная среда для каждого ребенка, педагога, родителя.
Сегодня в школе есть все возможности для развития особого вида деятельности учащихся, педагогов и родителей — проектной деятельности.
Проектная деятельность прочно вписалась в практику моей деятельности.
Проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [6, с. 17]. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [8, с. 31].
Е. С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов:
‒ наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
‒ практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
‒ самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
‒ структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
‒ использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
‒ определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
‒ выдвижение гипотез их решения;
‒ обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
‒ обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
‒ сбор, систематизация и анализ полученных данных;
‒ подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
‒ выводы, выдвижение новых проблем исследования [5, с. 170].
Проектная деятельность, таким образом, имеет личностно — значимую для участников образовательного и воспитательного процесса цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные [3, с. 17].
«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт моей работы, интерес к проектной деятельности в школе, появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления результата проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса [2, с. 50].
‒ Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
‒ Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
‒ Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных [7, с. 11].
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (слайд- фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль, выставку творческих работ и т. п.).
Кроме того, проектная деятельность способствует:
‒ развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
‒ развитию коммуникативной и информационной компетентности;
‒ решению профориентационных задач [4, с. 102].
Успешность того или иного проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта. За несколько лет были разработаны и реализованы многие проекты разного направления. «На крыльях мечты», «Дни права в ОУ», «Твори добро», «Вахта Памяти», «Юному пешеходу — безопасную дорогу», «Действуем вместе», «Олимпийские надежды» и другие. Культурно-образовательные события, проходящие в рамках проектов, имеют как информативные формы проведения (выпуск и распространение листовок, буклетов, плакатов, рисунков), так и активные (акции, турниры, диспуты, тренинги, квесты, конкурсные и игровые программы, флешмобы), которые способствуют развитию коммуникативных навыков между учащимися и представителями сообществ. Все мероприятия, запланированные в рамках проектов, проходят с приглашением сотрудников и специалистов районной больницы, РОВД, МЧС, пожарной части, районного Совета ветеранов, Центра социальной помощи семье и детям, ЗАГС, ООПН Большереченского района, Центра по работе с детьми и молодежью, детской библиотеки и родителей.
Ход реализации проектов освещается на школьном сайте, сайте Ресурсного Центра ОАШ Омской области, Омской региональной общественной организации «Центр развития общественных инициатив», «Омская губерния», сайте Комитета по образованию Большереченского района.
Проектную деятельность, я считаю, можно рассматривать как одну из современных форм работы старшего вожатого в образовательной организации, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Для обобщения систематизации своих наработок по данному направлению и ознакомления с опытом работы других педагогов принимаю участие в конкурсах, семинарах, Форумах, Фестивалях, межведомственных конференциях, круглых столах и переговорочных площадках, ярмарках-выставках педагогических и методических идей муниципального, регионального и Всероссийского уровня.
Литература:
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
- Масленникова А. В., Бессонова И. П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). — Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. Редактор Л. Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»,2003.
- Масленникова А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л. Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга», 2002.
- Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
- Чечель И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы,1998, № 4.