Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Панцырева, Л. В. Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка / Л. В. Панцырева, Г. Н. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 402-403. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107906/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире изучение иностранного языка носит обязательный характер. Без этого невозможно развиваться профессионально, творчески. Каждый учащийся должен обладать хотя бы минимальными знаниями иностранных языков. В целом необходимо отметить, что преподавание любого иностранного языка в школе сейчас время направлено на «свободное развитие человека», на развитие инициативного, творческого, самостоятельного, конкурентоспособного человека, грамотного и развитого будущего специалиста. Конечным итогом обучения в школе иностранному языку является не только умение пользоваться лексикой и орфографией иностранного языка, но также формирование коммуникативных навыков, которые содержат в себе как языковые формации, так и социокультурные.

В начальной школе во время изучения иностранного языка, необходимо дать ученикам основу, достаточную для дальнейшего изучения и совершенствования в курсе изучения предмета. Дальше в среднем звене, а также в выпускных классах необходимо развивать и улучшать полученные навыки, но это невозможно сделать без личной включенности учеников, их заинтересованности и понимая, какие навыки и компетенции необходимы во взрослой жизни.

Как заинтересовать ребенка? Как сделать изучение иностранного языка не просто заучиванием словарных слов и правил, а увлекательным занятием? В этом нам поможет не только работа на уроках, но и внеклассные мероприятия различной направленности.

Внеклассные занятия в школе при изучении языков требуют от преподавателя внимательности в отношении интересов детей, наставником которых является учитель, ему необходимо учесть их возрастные особенности, уровень развития, а также уровень знания языка.

Существуют три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. Групповая работа проводится с учащимися, имеющими общие интересы, например, в кружках внеклассного чтения.

Индивидуальная работа ведется лично с учащимися, которые подготавливают материал в различных форматах о языке, о значимых датах, об известных личностях в науке, кинематографе и музыке и т. п.

Групповая работа проводится с определенным составом учащихся, которые имеют общую сферу интересов. Какие формы могут использоваться при групповой работе? Группы по интересам, театральные студии, сообщества начинающих переводчиков, кружки внеклассного чтения. Так же к групповым формам можно отнести занятия-спектакли. На наш взгляд, это один из самых сильных способов вовлечения учеников в изучение иностранному языку. Если подобрать произведение, которое будет интересно ученикам, которое будет достаточно актуальным для них, то это не только поможет создать новые мотивации в коммуникации между учениками, раскроет учащихся с новой познавательной и эстетической стороны, но также позволит расширить кругозор в плане ознакомления с художественными произведениями зарубежных авторов. Использование произведений зарубежной художественной литературы на уроках иностранного языка положительно сказывается на произношении, что всегда является одной из основных проблем учеников в школе. Подготовка к спектаклю — творческий процесс, полет мысли, который позволяет развить навыки языкового общения учеников, совместные репетиции позволяют сплотить детей и раскрыть их индивидуальные творческие способности с неожиданной стороны.

Безусловно, занятия-спектакли позволяют активизировать мыслительную деятельность, речь учеников, развивает их интерес к литературе, служит познанию культуры страны изучаемого языка, а также позволяет очень сильно углубить знание языка, потому что при этом происходит процесс запоминания новой лексики и обогащение словарного запаса, хотя бы пассивного.

Неплохим инструментом групповой работы является занятие-интервью. Учащихся необходимо поделить на небольшие группы по 2 человека. Один становится интервьюером, другой — интервьюируемым, затем роли меняются. Почему этот метод групповой работы мы считаем наиболее важным и удачным? Пожалуй, одним из самых надежных фактов освоения изучаемого языка без сомнения является возможность учащихся вести диалог по заданной теме. Занятие-интервью представляет собой беседу с обменом информацией между участниками занятия. На таком занятии, как правило, ученики овладевают определенным количеством речевых клише, а затем могут пользоваться ими в автоматическом режиме.

Массовые мероприятия включают марафоны, фестивали, конкурсы и другие.

Обычно популярностью пользуются мероприятия, имеющие соревновательный характер — олимпиады, конкурсы. Можно организовать на базе школы СМИ (средства массовой информации), например, еженедельно выпускать стенгазету или объявления, с какими-нибудь школьными новостями, это поможет в изучении ежедневной, часто используемой лексики, можно выпускать ежемесячные или ежеквартальные буклеты, в конце учебного года написать газету об итогах завершенного учебного года и о школьниках, которые выпустились из школы с особыми успехами и т. п. В изучении иностранного языка могут помочь небольшие мероприятия, которые могут проводить на нерегулярно основе в зависимости от загруженности учеников и учителей — различные календарные праздники, праздники, посвященный народным традициям, родной стране или стране, язык которой изучается; вечер-памяти, где могут рассматриваться факты из жизни и творчества различных известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.; вечер-встреча, на которую могут приглашаться интересные люди; по возможности связанные с изучением иностранного языка. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

«Неделя иностранного языка в школе» всегда пользуется большой популярностью. Это разнообразные мероприятия, которые могут увлечь участников с разным уровнем знаний иностранного языка. Начиная с оформления стенгазет и плакатов с небольшим количеством текста на иностранном языке и заканчивая участием в сложных лингвистических или переводческих конкурсах, если это позволяет сделать уровень участников.

На I подготовительном этапе составляется программа, создается оргкомитет, определяются исполнители и подготавливаются необходимые материалы. Чтоб не было суматохи, и все оформления были закончены точно в срок, лучше заранее распределить обязанности между участниками «Недели…», заранее необходимо обговорить и сроки подготовки.

II Этап «Недели…» — это проведение самих мероприятий в соответствии с заранее составленным расписанием, оформление стенгазет и т. д. Желательно саму «Неделю…» проводить в праздничной атмосфере, участники должны получить удовольствие от результата, потому что в процессе ученики могут усовершенствовать свой уровень иностранного языка, получить новые навыки, знания, умения. Необходимо сделать акцент на том, что учащиеся получают бесценный опыт, который обязательно пригодится им в будущем.

После проведения «Недели…» начинает III этап — обзор результатов, подводятся итоги. За конкурсные мероприятия можно выдать награды, лучше, если они будут каким-то образом связаны с изучением иностранного языка, например, книги на иностранном языке.

Разнообразные формы внеклассной работы, такие как драмкружки, викторины, мероприятия касательно праздников стран изучаемого языка и научные конференции, и другие, помогают учащимся понимать актуальность полученных знаний в современном мире.

В заключении следует сказать, конечно, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, цель изучения иностранного языка в школьной программе — это формирование языковых навыков и компетенций учеников, которая отражается в первую очередь в способности к речевому общению, способности строить полноценные языковые конструкции. Залог успеха речевой активности учеников — это кроме обычных уроков иностранного языка, еще и различные внеклассные занятия, в ходе которых ученики приобщаются к культурному наследию стран изучаемого языка, а также расширяют общие знания, что позволит ученикам принимать активное участие в диалоге культур.

Внеклассная работа дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Использование внеклассной работы или различных ее элементов доступно каждому учителю. Надо только поразмышлять над тем, чтобы проведенное занятие заинтересовало детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен в современном мире, и, безусловно, понадобится им в будущем. Использование внеурочных занятий как раз и служит для развития мотивации, заинтересованности предметом, желания изучать и общаться на иностранном языке.

Тем не менее, не стоит забывать, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как слишком большой поток различных внеурочных занятий могут ослабить интерес к изучению иностранных языков, все хорошо в меру.

Если ученики понимают, как применять полученные знания, насколько они важны, как могут улучшить их жизнь, то в этом случае изучение предмета выходит на новый уровень, дети заинтересованы и в итоге качество знаний повышается.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, групповая работа, внеклассная работа, изучение, мероприятие, современный мир, ученик, язык, внеклассное чтение, учебный процесс.


Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Активные методы обучения младших школьников на уроках русского языка

Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка

Активные формы обучения иностранному языку младших школьников

Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Средства активизации познавательной активности учащихся начальной школы в рамках внеклассной работы по иностранному языку

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Активные методы обучения младших школьников на уроках русского языка

Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка

Активные формы обучения иностранному языку младших школьников

Организация внеклассной работы по английскому языку у младших школьников с учетом учебных интересов учащихся при изучении языка

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Средства активизации познавательной активности учащихся начальной школы в рамках внеклассной работы по иностранному языку

Задать вопрос