Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Салтовская, Н. А. Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе / Н. А. Салтовская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17780/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одной из важнейших задач, стоящей перед современной образовательной организацией, является ориентация ученика на обеспечение самоопределения его личности и создание условий для её самореализации. «Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации педагогического процесса; другие — сорок-сорок пять минут, за которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут предмет — математика, чтение, русский... Так ответит учитель.

Но для ребенка урок — это не парта, доска и сорок минут, как, к сожалению, считают некоторые учителя. Для него это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет, радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это — кусочек его жизни.

Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям» [ канд. пед. наук, доцент Мария Ивановна Краснова, г. Тула].

Важной побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают для растущего человека сами способы организации его образовательной деятельности. Так, преобладание активных методов обучения на уроках английского языка придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимодействия, создавая поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания. Примером такой работы могут послужить различные игры, брей ринги, викторины, проекты или уроки-исследования. Коммуникативный подход в обучении младших школьников, цель которого состоит в том, чтобы заинтересовать детей в изучении иностранного языка, накапливая и расширяя их знания и опыт, в совокупности с использованием современных технологий на уроке, приводит к повышению мотивации к изучению английского языка.

Современный урок иностранного языка не мыслим без основных принципов коммуникативной методики преподавания:

— Интерактивность

— Вовлеченность учеников

— Диалог

— Вопрос-ответ

— Формирование грамматики и лексики в процессе общения

— Возможности

— Свобода выбора источников

— Новизна и актуальность материала

— Способность мыслить критически

В современном образовании основная педагогическая задача это организовать условия, инициирующие детское действие. Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — это пустота. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им достигать» [1]. Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности учащихся 7–11 лет — это работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение. Роль и позиция учителя в таком действии сводятся к минимуму. Учитель на данном этапе лишь создает условия для работы. Он поддерживает, хвалит, подталкивает, консультирует и незаметно направляет. Коммуникативная методика обучения иностранному языку способствует погружению в англоязычную среду уже с первых занятий. Ученики уже после первого урока смогут выучить несколько фраз, с легкостью представить себя и задать пару несложных вопросов собеседнику. Основная цель коммуникативного подхода — отсутствие боязни говорить на иностранном языке. Языковой барьер возникает тогда, когда ученик боится сделать ошибку. У ребенка возникает страх быть непонятым либо осмеянным. Умение сотрудничать в команде, многообразие парной работы, отсутствие боязни высказаться — все это результаты коммуникативной методики, так как активному общению на иностранном языке отводится львиная доля урока. Преимуществами коммуникативной методики можно смело назвать беглую речь, хорошее понимание языка и постоянное расширение словарного запаса. Большая часть занятия по коммуникативной методике посвящено разговорной практике на различные темы. На уроках ученики не только разговаривают, но и слушают других. Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он подытоживает сказанное детьми, вносит ремарки. С самого раннего детства ребенок учится, играя. Для него этот процесс также естественен, как для многих взрослых чашка бодрящего кофе по утрам. На первый взгляд может показаться, что игра на уроке — просто развлечение. Но на самом деле это один из главных аспектов обучения иностранному языку. Несомненно, что лексику по теме «Покупки», например, ученик быстрее запомнит, принимая участие в инсценировке реальной ситуации в магазине, нежели зазубривая слова и фразы из словаря. Для отработки практических действий преподаватели чаще всего прибегают к таким вариантам:

«Снежный шар» — первый ученик говорит новое выученное слово, второй повторяет его и добавляет свое и так далее, пока не получится набор из 10 и более слов. Вместо слов можно использовать выученные правила или грамматические примеры — все зависит от фантазии педагога. Дети сидят в кружке или стоять — не обязательно находиться за партами.

«Говорящий мяч» — учитель кидает мячик и говорит слово, а ученик должен кинуть ему обратно мяч с переводом.

«Переделки» — можно использовать мяч, а можно импровизированную волшебную палочку или игрушку. Преподаватель дает малышу палочку и называет слово, например, ababy , а ребенок должен взмахнуть палочкой и превратить его во множественное число. Вариантов много.

«Дружилки» — ученики передают игрушку по кругу и задают друг другу вопросы по пройденному материалу.

«Угадайка» — все по очереди рисуют на доске очертания предмета из пройденной лексики и угадывают.

«Сюрприз» — живая игра, в которой можно придумать много разных интерпретаций. Можно завязать глаза и дать ученику потрогать предмет, который он должен описать на английском. Кроме этого, можно спрятать в коробке предмет и рассказывать о нем, не называя — пусть класс угадывает, что внутри.

«Проверь удачу» — для этой игры нужен большой алфавит или вырезанные буквы в мешочке. Идея в том, чтобы малыш вытянул и ткнул наугад в букву и назвал как можно больше слов на нее.

«Кто спрятался» — дети составляют много небольших слов из большого.

Немаловажным фактором в мотивации к обучению является работа по выявлению талантливых и одаренных детей. Выявление талантливых детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей [2]. «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

Школьный языковой как вид внеурочной деятельности, также способствует повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, формированию и накоплению эффективного опыта использования и овладения иностранным языком и перенос его в новые ситуации. Работа школьного театра, где ставятся небольшие, но всеми любимы сказки на иностранном языке в возрастных группах 7–11 лет, обеспечивает личностно-ориентированный характер обучения и реализует нестандартный подход к изучению иностранного языка в школе.

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель». Сочинения: в 3-х т.: т. 2, с. 237 — М.: Полярис, 1997.
  2. Вестник Образования России, № 24, декабрь, 2015. c. 20–24.
  3. Журнал «Первое сентября» / Журнал «Начальная школа» № 22/2002 https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200202203
  4. Зверева М. В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л. В. Занкова // Л. В. Занков. Избранные педагогические труды. — М., 1999. С. 20.
  5. Занков Л. В. Жизнь на уроке. Беседы с учителями // Л. В. Занков. Избранные педагогические труды. — М., 1999. С. 467
  6. https://tefl-tesol-certificate.com/blog/metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole

Похожие статьи

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных технологий при обучении иностранному языку

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Мультимедийные технологии как эффективное средство в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Интерактивная технология (метод проектов) как один из видов инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Похожие статьи

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных технологий при обучении иностранному языку

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Мультимедийные технологии как эффективное средство в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Интерактивная технология (метод проектов) как один из видов инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку