С обретением Республикой Узбекистан суверенитета, роста национального самосознания и возрождением нации появилась возможность проводить свою политику во всех сферах культуры, науки и образования, в том числе в вопросах постановки физического воспитания подрастающего поколения.
За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9 %), а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5–6 %) [1, c. 17].
У детей начинается школьная жизнь, они начинают больше сидеть за партами, меньше двигаются. Появляются новшества из мира игрушек, техник: это телефоны, планшеты, компьютерные игры и другое А у детей младшего школьного возраста нормальным считается высокая двигательная активность. Из-за отсутствия времени у родителей заниматься детьми, им приходиться долго находиться в школе за партами, затем при выполнении домашних заданий. Дети совсем мало бывают на свежем воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, играют в компьютерные игры.
Не все родители понимают, что спорт — это важная часть в жизни ребенка. Развитие детей зависит от регулярной физической активности. Многим взрослым удобно, когда ребенок сидит дома за компьютером, нежели водить своих детей на природу, вместе с ними встать на лыжи, коньки, да и просто пробежаться. Это не каждому и взрослому под силу [2, c. 344].
Большая проблема в современном мире — неправильное питание, открытие многих кафе быстрого питания, которые опасны тем, что еще не сформированные детские организмы борются с переизбытком калорий, жиров и консервантов, да и домашнее питание не всегда правильно. Многие школьники страдают избыточным весом и становятся малоподвижными.
Многие думают, что физкультура это необязательный, неважный предмет, и стараются его пропускать, находя много причин. Но в основе каждой из этих причин слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые лишают детей удовольствия от занятий физкультурой и успехов в спорте. Таким школьникам еще более необходим спорт.
Отсутствие двигательной активности, малоподвижный образ жизни, питание приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, нарушается осанка, развивается плоскостопие, сколиоз, остеохондроз и т. д., уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
На формирование тела ученика плохо влияют и вес портфелей и ранцев с учебниками, не соответствуют размеры школьной мебели, походка, сидение за партой, положение во время сна дома. Ребенок, увлеченный спортом, улучшает свое здоровье, даже может предотвратить некоторые заболевания, где медицина бессильна.
Спорт дает результат, когда дети ходят с радостью и с настроением хорошим. Когда родители принудительно отправляют ребенка в секцию, не спрашивая его мнения, происходят травмы, головные боли, находятся причины, от которых ребенок перестает увлекаться спортом. Родители должны помочь ребенку, привлечь его к виду спорту, которым он будет рад заниматься.
Дети, увлеченные спортом, меньше времени тратят на бесполезные занятия и бездумное пребывание на улице. У ребят появляются новые друзья, увлеченные тем же делом, новые интересы.
Цель исследования — выяснить, как спорт влияет на здоровье детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Спорт в жизни детей развивает характер, изменяет его в лучшую сторону. Многие успешные люди в детстве занимались спортом, но, чтобы был результат, нужны регулярные и постоянные тренировки.
Регулярные тренировки помогают ребенку лучше учиться. Ведь спорт помогает организму насытиться кислородом, который активизирует работу мозга. Кроме того, дисциплина на тренировках — это дисциплина в школе.
Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности.
Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. У детей с нарушением осанки ослаблен опорно-двигательный аппарат и мышцы. У них высокая степень получить травмы, например: переломы конечностей, тел позвонков при прыжках, упражнений на снарядах, занятий борьбой и других видах.
Заниматься спортом могут не только здоровые дети, можно подобрать секции для детей инвалидов и с ограниченной физической активностью. Этим детям обязательно необходим спорт. Не стоит бояться или стеснятся. Ребенок раскрепостится на занятиях и заведет новых друзей, что благотворно скажется на его здоровье. Тренировки дадут уверенность в себе и силы сопротивляться болезни.
Чтобы повысить уровень физической культуры в школе, учителю младших классов необходимо осуществлять соответствующую деятельность: проводить классные часы по темам здорового образа жизни, личной гигиены, организации спортивных мероприятий; привлекать школьников к участию в межшкольных спортивных соревнованиях, «Веселых стартах», спортивных играх; проводить физкультминутки на каждом уроке; организовать дополнительные занятия в виде спортивноориентированных кружков и секций. Не менее важно закаливание организма. По возможности закаливание следует проводить на воздухе.
Заключение. Здоровье — это условие и залог долгой, счастливой, полноценной жизни. Когда мы встречаемся с родными, друзьями, близкими, мы желаем им крепкого здоровья. Здоровье помогает нам строить планы на будущее, преодолевать жизненные трудности, поднимать свою самооценку и настроение.
Чтобы обеспечить долгую и активную, здоровую жизнь, нужно сохранить и укреплять здоровье. Для этого и нужны спортивные кружки, уроки физической культуры, секции.
Ученики должны обязательно посещать спортивные секции. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации.
Литература:
- Дудин М. Г., Синицкий Ю. Ф. О механогенезе торсионных изменений при сколиозе // Орт., тр. и прот. -1981. -№ 2. -С.33–36
- А. Э. Алиуллова, Здоровье и физическая культура для младшего школьного возраста //Материалы VIII международной научно-практической конференции -2019.-С.344–345