Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.10.2018

Статья просмотрена: 3179 раз

Библиографическое описание:

Барахтенко, Ю. Б. Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями / Ю. Б. Барахтенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53183/ (дата обращения: 17.12.2024).



Антон Семёнович Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

И в этом высказывании есть истина. Именно взаимодействие детского сада с родителями основополагающее в воспитании ребенка. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Семья и детский сад, мы вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы понять друг друга.

Проблема в том, что одни родители интересуются только питанием и сном ребенка, считая детский сад «перевалочным пунктом» пока они на работе. Другие, наоборот, считают, что именно на педагогов ложится вся ответственность за их ребенка и устраняются от воспитания собственных детей.

И именно по этой причине многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:

  1. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
  2. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Нетрадиционные формы общения педагога сродителями

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные (они представлены в таблице).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов иродителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Исходя из этой таблицы, понятно, что детскому саду нужно вовлечь родителей в общую работу, двигаться в одном направлении в воспитании и развития ребёнка.

Досуг — это одно из направлений нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями.

Разновидностей досуга большое множество, и одно из них квест.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»).

Квест — это игра и приключение, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета.

Многообразие возможностей делает квест — одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Сейчас многие педагоги ДОУ используют квесты для реализации различных проектов.

Квесты — приключенческие игры, в которые увлеченно играют и дети, и родители.

Участие в квесте — такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги.

В качестве примера рассмотрим квест- игру — итоговая часть проекта на тему экологии.

Квест-игра: «В гости к Матушке Природе».

Особенность этого квеста в том, что дети участвуют как игроки, а родители герои (персонажи) квеста, остальные родители — игроки и помощники детям.

Место проведения квеста: ГБОУ № 1474 ДО 6. Территория детского сада, участки.

Участники квеста: воспитанники и их родители, воспитатели.

Срок проведения: 24 мая.

Цель:

– формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности.

Задачи:

– расширить экологический кругозор дошкольников;

– способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;

– воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

– способствовать сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели;

– побудить родителей к совместному творчеству с детьми;

– способствовать развитию детско-родительских отношений.

Оборудование:

– Письмо

– Карта квеста

– 7 воздушных гелиевых шаров цвета радуги (на каждом шарике написано по букве «ПРИРОДА»)

– Скамейка или мостик.

– 6 обручей небольшого диаметра.

– Муляжи мусора (бумага, пластиковые бутылки)

– 2 корзины для мусора

– Иллюстрации к сказкам.

– Муляжи овощей и фруктов

– 2 ящика.

– Иллюстрации к русским народным сказкам. (6–7 штук).

Действующие лица:

Игроки — воспитанники, родители воспитанников (помощники).

Ведущий — воспитатель.

Водяной, Лесовичок, Садовод, Огородница, Фея леса, Хранительница сказок и Матушка Природа — родители воспитанников.

Ход квеста-игры:

Дети выстраиваются на первом этапе экологической тропы

Ведущий: — Ребята! Я сегодня получила от почтальона конверт. Это письмо, и адресовано оно вам. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Матушка Природа. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами, и пригласить к себе в гости. В своё царство. Хотите попасть в моё царство? Но мне хочется посмотреть, как вы освоили правила поведения на природе. И для этого вы должны пройти испытание, за каждое пройденное испытание вы получите воздушный шарик, а из этих шариков вы соберёте радугу с волшебным словом. Которое и откроет двери в моё царство! А также вас ждёт сюрприз. Во всех испытаниях вам поможет карта».

Ведущий: — Ребята, вы хотите в гости? А вы готовы пройти все испытания? Смотрите, а вот и первый шарик он красного цвета. Давайте посмотрим на карту и подумаем, куда же нам направляться. Ага, все понятно.

И дети попадают во владение Водяного.

Водяной:- А, вот и ребятишки пожаловали, здравствуйте, за шариком наверно пришли?

— Вы получите шарик, но только сначала перейдите через моё болото и озеро!

Задание «Переправа».

Дети, не наступая на землю, только по обручам, договорившись, поочередно переправляются через болото. А потом по мостику(скамейку) переходят озеро.

Водяной:- Молодцы!!! Заслужили шарик! До свидания! Удачи вам!

Дети получают от Водяного шарик оранжевого цвета.

Движутся дальше по карте и встречают Лесовичка.

Ведущий:- А кто это ребята? Его называют Лесовичок, он сторожит этот лес, за порядком следит! Здравствуй дедушка!

Лесовичок:- Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети:- Мы идём в гости к Матушке Природе!

Лесовичок:- Если вас пригласила сама Матушка к себе, значит вы хорошие дети! А бережно ли вы относитесь к лесу?

Дети:-Да!

Лесовичок:- А это мы сейчас и проверим! Ответите правильно на все вопросы, получите шарик! Готовы? Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Лесовичок: Молодцы, справились с испытанием! Вот ваш шарик от Матушки Природы. (жёлтый).

Дети благодарят Лесовичка, смотрим карту и движемся дальше по территории детского сада, приходим на первый участок, в сад.

Встречает детей Садовод.

Садовод: Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста, собрать урожай!

Игра «Рассортируй овощи, фрукты».

Делимся на две команды, перед каждой командой стоят ящики, кругом разбросаны овощи и фрукты. Одна команда собирает овощи, другая фрукты.

Садовод: Вот молодцы ребята, помогли! Спасибо вам, возьмите свой шарик(зелёный), заслужили!

Смотрим карту, движемся дальше и попадаем в лес.

Встречает детей Фея Леса.

Фея Леса: Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы меня навестили! За шариком пришли?.....

А давайте немного потанцуем и родители тоже с нами!

Все вместе танцуем задорный танец «Буги — вуги».

Фея Леса: Ну спасибо ребята и родители! Повеселили меня! А вот ваш шарик! (голубой)

Смотрим карту и приходим на огород. А город весь в мусоре!

Огородница: Здравствуйте, ребята! Пришла я сего на огород и вижу, что везде мусор! Помогите мне, пожалуйста, убрать весь этот мусор!

Проводится игра «Рассортируй мусор».

Делимся на две команды, перед каждой командой стоят мусорные корзины, кругом разбросаны бумажки, рваные газеты, пластиковые бутылки, стаканчики. Одна команда собирает бумагу, другая пластик.

Огородница: Ой, большое спасибо, ребята! Возьмите, пожалуйста, свой шарик! (синий)

Дальше карта приводит нас к Хранительнице сказок.

Хранительница сказок: Здравствуйте, ребята! Долгий путь вы прошли! И осталось у вас последнее испытание! Я сейчас проверю, как вы знаете русские народные сказки!

Подходим к дереву, а на нем висят листочки с иллюстрациями сказок. Ребята должны отгадать какая сказка изображена на той или иной иллюстрации. Если ребята затрудняются ответить, то им помогают родители.

Хранительница сказок: Молодцы, ребята, справились с заданием! Держите последний шарик, и удачи вам! (фиолетовый).

Ведущий: Вот ребята, мы и собрали все шарики, смотрите на них есть буквы, давайте соберём слово!

У детей получилось слово ПРИРОДА.

Ведущий: Молодцы! А теперь отпустите шарики!

Шарики улетают. И на крыльцо детского сада выходит сама Матушка Природа.

Матушка Природа: Здравствуйте, ребята. Вы настоящие друзья природы. Я с радостью приглашаю вас к себе в гости!

Мы все вместе проходим в группу, и проводим чаепитие.

Квест-игра получилась очень интересной, увлекательной, познавательной и подвижной как для детей, так и для взрослых.

Эта игра позволила нам — педагогам и родителям больше сблизиться, а главное мы все помогали нашим детям. В дальнейшем мы продолжили организовывать совместные мероприятия.

Как показывает практика, совместная деятельность послужила развитию интереса родителей к вопросам воспитания детей. Теперь родители не просто наблюдатели, а активные участники любых мероприятий.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. — 80с.
  3. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.
  4. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, ребята, фея Леса, хранительница сказок, шарик, воспитание детей, квест, Природа.


Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе

Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Семейный клуб как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Подвижная игра как форма общения у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе

Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Семейный клуб как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Подвижная игра как форма общения у детей с ОВЗ

Задать вопрос