Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 11089 раз

Библиографическое описание:

Маркелова, С. Ю. Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО / С. Ю. Маркелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 790-793. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26007/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

В современных условиях становится всё более очевидным, что повышение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) невозможно без эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Успешное взаимодействие и сотрудничество возможно лишь в том случае, если родители воспитанников будут испытывать потребность в своём присутствии в детском саду.

Одной из задач взаимодействия ДОУ с семьёй в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 ФГОС ДО). Сотрудничество детского сада и семьи должно строиться на понимании и утверждении позиции родителей как субъектов целостного образовательного процесса, наряду с педагогами и детьми. Сотрудничество возможно только в том случае, если педагог выступает как гид, как партнёр — не руководит, а задаёт вопросы, ищет решения проблем вместе с родителями, коллегами и специалистами учреждения, обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать, говорит понятно для родителей, объясняет все специальные термины, помогает родителям увидеть их сильные стороны, осознать собственный опыт, который может быть ценным; готов не только учить, но и учиться у родителей.

Самая традиционная и вместе с тем самая необходимая и значимая форма работы с семьёй — это родительские собрания. Основная задача в современных условиях при взаимодействии с современными родителями — это внесение новизны в эту форму работы с родителями. Формы проведения родительских собраний, где родители являлись пассивными слушателями, утратили свою актуальность из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Как на собраниях учесть потребности родителей? Как помочь им понять сущность образования детей дошкольного возраста? Как вызвать желание сотрудничать? Можно посоветовать проводить родительские собрания в интерактивных формах так, чтобы сами родители прожили некоторые педагогические ситуации.

Одной из интерактивных форм проведения родительского собрания является — круглый стол. Особенность данной формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые вопросы, узнать мнения всех участников собрания. По своей сути, это собрание-беседа, процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения. Чтобы оправдать такую форму проведения, участники собрания могут (и должны) располагаться за «круглым» столом. Это способствует реализации принципа партнёрства при взаимодействии и активному диалогу. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно и нужно приглашать специалистов.

Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. В этой форме работы важно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, собственным опытом, высказывая дельные советы.

Для реализации поставленных целей при организации и проведении родительского собрания в форме «круглого стола», необходимо продумать применение различных интерактивных методов, таких, как: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и упражнения и др.

Однако, для того, чтобы родительское собрание в такой форме действительно выполняло свою роль, его необходимо правильно подготовить и провести.

Подготовка к родительскому собранию начинается с определения его тематики (тема должна быть актуальной). Далее необходимо сформулировать цель родительского собрания, она должна нести в себе воспитательную ценность и прогнозировать результат. Затем составляется план (вводная часть, основная, заключительная), продумывается содержание каждой части, способы и приемы совместной работы его участников.

Следующий этап — создание рабочей группы (воспитатели, специалисты, родители). Если в плане предусмотрено выступление родителей, необходимо, обговорить направления выступления. Затем начинается предварительная работа к собранию.

В нашем дошкольном учреждении накоплен большой опыт проведения родительских собраний в форме «круглого стола» в разных возрастных группах. Были проведены собрания по следующим темам: «Здоровье детей — в наших руках» в средней группе (с приглашением врача — педиатра), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старшей группе (с приглашением музыкального руководителя), «Готов ли ребёнок к школе?» в подготовительной к школе группе (с приглашением учителя начальных классов) и др.

В 2015 году наше учреждение представляло опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников на городском методическом объединении в рамках мастер-класса «Интерактивные формы проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО».

Слушатели высоко оценили уровень подготовки и проведения родительского собрания. Ниже представлен сценарий родительского собрания.

Сценарий родительского собрания

Тема «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога?"

Цель: приобщение родителей к сотрудничеству с ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Задачи.

  1.              Заинтересовать родителей данной проблемой, дать возможность задуматься над ней.
  2.              Способствовать повышению педагогического опыта родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дороге.
  3.              Распространить положительный опыт семейного воспитания по изучению правил дорожного движения.

Форма проведения — круглый стол.

Участники: воспитатели, родители, специалисты (инспектор ГИБДД).

Оборудование: мультимедийная установка

План проведения

  1.              Организационный момент (приветственное слово воспитателя, сообщение темы собрания, повестки; игра «Перемены»).
  2.              Видеозапись беседы с детьми «Что я знаю о правилах дорожного движения».
  3.              Сообщение «Воспитываем грамотного пешехода» (воспитатель).
  4.              Презентация «Как Маруся знакомится с правилами дорожного движения» (опыт семьи).
  5.              Просмотр видеоролика «О светоотражающих элементах».
  6.              Выступление сотрудника ГИБДД.
  7.              Дискуссия «Калейдоскоп дорожных ситуаций»
  8.              Игровые упражнения.
  9.              Рекомендации родителям (памятки «Что я могу сделать для безопасности своего ребенка на дороге»).
  10.         Решение родительского собрания.
  11.         Рефлексия «Мишень».

Ход собрания

Под спокойную музыку родители проходят в зал, где будет проходить собрание, рассаживаются за «круглый стол».

Организационный момент. Вступительное слово воспитателя (воспитатель знакомит родителей с темой собрания, обращает внимание на то, что тема обозначена с вопросительным знаком, т. е. необходимо разобраться, что можно сделать, чтобы дорога (а в дальнейшем и дорога в школу) действительно была безопасной, а значит и счастливой для детей). Воспитатель предлагает выйти и встать в общий круг. Игра «Перемены». Эта весёлая разминка позволит поговорить, узнать друг о друге некоторые факты и подвигаться. Ход игры: воспитатель предлагает родителям поменяться местами тем, 1/ у кого обувь чёрного цвета; 2/ у кого в одежде присутствует предмет красного цвета; 3/ у кого на руке есть часы; 4/ кто любит кошек; 5/ кто много говорит по мобильному телефону; 6/ кто водит машину. В конце игры педагог делает вывод: ваши перемещения показали, что всегда можно найти то, что объединяет людей. И предлагает возвратиться за «круглый» стол.

Видеозапись беседы с детьми «Что я знаю о правилах дорожного движения».

Сообщение воспитателя «Воспитываем грамотного пешехода».

Из высказываний детей и результатов анкетирования мы узнали, что далеко не все родители, к сожалению, задумываются над этой проблемой, которая была и остаётся очень важной и всегда актуальной. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Поэтому необходимость проведения собрания по данной теме продиктована самой жизнью. На необходимость обучения детей правилам дорожного движения и воспитания у них навыков безопасного поведения на улицах города, как в детском саду, так и в семье указывает и статистика, и ответы детей.

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом?

Хотелось бы услышать ваши рассуждения (высказывания родителей).

Т.о., пришли к выводу, что данная проблема действительно актуальна. Это связано:

  1.              с ростом количества машин на улицах города, с ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и, к сожалению, дети;
  2.              особенностями психофизиологического развития детей:

                   неспособность правильно оценивать обстановку (например, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость);

                   быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

                   потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; — стремление подражать взрослым, которые не всегда соблюдают ПДД;

                   переоценка своих возможностей (считают себя быстрыми и ловкими — «добегу, успею»);

                   специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

И ещё следует знать, что ребёнок имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые.

  1.              нарушение ПДД взрослыми совместно с детьми, недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

В детском саду начинаем знакомить дошкольников с правилами дорожного движения с младшего возраста, постепенно наращивая знания детей, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали и выполняли правила дорожного движения.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда

В детском саду проводится систематическая, постоянная работа по обучению детей правилам дорожного движения в процессе организации всех видов детской деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, двигательной, коммуникативной, чтения и восприятия художественной литературы, трудовой, музыкальной, конструктивной, с учётом индивидуальных возможностей воспитанников.

Таким образом, обучая детей правилам дорожного, важно не только сформировать у них знания, но и умение осознанно применять их на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, т. е. формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Только благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей — пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм.

Родители — первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы с вами, беря пример с вас.

Презентация опыта семьи «Как Маруся знакомится с правилами дорожного движения».

Воспитатель. Обращает внимание родителей на письмо министерства образования Нижегородской области от 23.10.2015г. № 3814/15–0-0 «О светоотражающих элементах», предлагает более подробно с его содержанием познакомиться на официальном сайте Госавтоинспекции МВД РФ (www.gibddd.ru).

Просмотр видеоролика «О светоотражающих элементах».

Выступление сотрудника ГИБДД.

Дискуссия «Калейдоскоп дорожных ситуаций»

Ситуации:

  1.              Стоящая машина предоставляет собой опасность, почему?
  2.              Вы с ребёнком вышли из автобуса и нужно перейти проезжую часть. Как правильно это сделать?
  1.              Вы с ребёнком подошли к регулируемому пешеходному переходу: горит мигающий зелёный сигнал светофора. Ваши действия.
  1.              Проблемная ситуация. Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зелёного сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
  2.              Как Вы считаете, почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, надо находиться на некотором удалении от проезжей части?
  3.              Как взрослый с ребенком должен входить в автобус?
  4.              Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса?
  5.              Используете ли вы художественную литературу для объяснения ребенку правил дорожного движения? Например.

На слайде демонстрируется перечень детской художественной литературы для чтения детям в семье.

Игровые упражнения«Перейти дорогу», «Дорожные знаки»

Подобные игровые упражнения помогают развивать у детей внимание, вырабатывают способность ориентироваться на сигнал. Воспитатель предлагает играть дома с детьми в предложенные игры.

Проект решения. Воспитатель и родители совместно обсуждают и принимают проект решения.

Рефлексия. Рефлексивная мишень.

Критерии:

1-й сектор — оценка содержания; 2-й сектор — оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор — оценка своей активности

Каждый участник маркером «стреляет» 3 раза в мишень (по одному разу в каждый сектор), делая метку (галочку, точку, плюс и т. д.)

Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия:

                   Если очень низкаяоценка результата, метка ставится в поле «0» на мишени.

                   Если выше, то в поле «5».

                   Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в поле

                   «10».

Решение родительского собрания.

  1.              Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
  1.              Родителям быть примером для своего ребенка в соблюдении правил дорожного движения.
  2.              Принять к сведению опыт семьи Перепеловых.
  3.              Обеспечить своих детей светоотражающими элементами (наклейки, браслеты, значки).
  4.              Внимательно изучить и использовать в повседневной практике рекомендации памятки «Что я могу сделать для безопасности своего ребенка на дороге».

 

Литература:

 

  1.              Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  2.              Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 64с. 3.
  3.              Елжова Н. В. ПДД в детском саду — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 173с.
  4.              Кыласова Л. Е. и др. Родительские собрания — Волгоград: Учитель, 2013. -146с.
  5.              Михайлова — Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова — Свирская, — М.; Прсвещение, 2015 -128с.
  6.              Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012–2013 учебному году / сост. е.В. Пляскина. — с. Троицкое: РМК, 2013. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, родительское собрание, детский сад, ребенок, Родитель, правило, проезжая часть, собрание, круглый стол, форма проведения.


Похожие статьи

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Похожие статьи

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Задать вопрос