Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ
Авторы: Румянцева Татьяна Александровна, Деньгина Алла Юрьевна, Рядинская Наталья Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 02.01.2018
Статья просмотрена: 1023 раза
Библиографическое описание:
Румянцева, Т. А. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ / Т. А. Румянцева, А. Ю. Деньгина, Н. В. Рядинская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/3051/ (дата обращения: 22.12.2024).
Великий русский ученый, Нобелевский лауреат И. И. Мечников утверждал, что «Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь». К сожалению, в современном обществе все популярнее мнение, что матерям вовсе не обязательно быть ни плохими, ни хорошими воспитателями. Все больше родителей перекладывают ответственность за воспитание и развитие своих детей на образовательные учреждения разной ступени, но в первую очередь на дошкольные. Между тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования четко артикулирует, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [4].
И вот перед людьми, которых действительно заботит полноценное развитие личности ребенка, встает дилемма: кто же должен обеспечивать максимально полные личностное развитие, адаптацию и социализацию ребенка — родители или педагоги? С одной стороны — профессионалы в лице воспитателей, у которых есть опыт и знания, с другой — родители, семья, которые обязаны заложить основу развития ребенка, но недостаточно, а иногда и вовсе не готовы и не способны к этому, но их авторитет выше в глазах ребенка за счет безусловной любви.
Ответ на поставленный вопрос и прост, и сложен одновременно — речь идет o конструктивном и плодотворном взаимодействии родителей воспитанников и педагогов ДОУ. И ответ на этот вопрос — это постоянно решаемая, но до конца не решенная социальная и психолого-педагогическая проблема. В этом и заключается актуальность данной статьи. Полагаясь на опыт и знания воспитателей в образовательной сфере, родители зачастую убеждены в непогрешимости собственных воспитательных талантов, отказываясь прислушиваться к советам и рекомендациям профессионалов. Как писал английский государственный деятель Ф. Честерфилд, «Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются».
Так что же делать воспитателям ДОУ в этой ситуации? Отказаться давать советы родителям, в виду того, что последние не желают их слушать? Продолжать «давать советы», невзирая на ответную реакцию? Или попытаться выстроить взаимодействие в связке «воспитатель-родитель» таким образом, чтобы это взаимодействие не превращалось в «страну советов», а было продуктивным равноправным партнерством по развитию личности каждого ребенка?! Нам кажется, ответ очевиден и однозначен.
К единству общественного и семейного воспитания отечественная педагогика шла долгим и тернистым путем, завершившимся концепцией взаимодействия родителей и педагогов образовательного учреждения. В данном случае под взаимодействием подразумевается «система взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия» [3].
Организовывать процесс взаимодействия в рамках ДОУ приходится на долю педагогов, для чего им требуется знание психолого-педагогических технологий. Говоря о психолого-педагогическом просвещении родителей, важно отметить два уровня этого процесса:
‒ теоретический, т. е. ознакомление с возрастными особенностями детей; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье и т. п.
‒ практический, т. е. уровень обучения практическим умениям и навыкам по организации воспитательного и образовательного пространства в семье.
Имея такую ясную цель — создание партнерских отношений между воспитателями и родителями воспитанников ДОУ, надо понимать, что достижению этой цели предшествует большая кропотливая работа сначала одной, инициирующей взаимодействие, стороны — педагогов, а затем — обеих. В выстраивании отношений между воспитателем и родителем необходимо проявлять не только профессионализм и доброжелательность, но и максимальную тактичность, чтобы не скатиться в менторство и раздражающие поучения. Для этого необходимо видеть цель, задачи и осуществить грамотное планирование совместной деятельности педагога и родителей.
При планировании работы с родителями воспитанников детский сад обозначил для себя следующие основные задачи:
‒ оказывать методическую и практическую помощь родителям в решении воспитательных проблем;
‒ обучать родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их эмоциональную сферу;
‒ мотивировать родителей заниматься с детьми совместной деятельностью разного плана для укрепления и развития не только личностных качеств ребенка, но и семейных связей;
‒ способствовать тому, чтобы родители понимали важность доверительных отношений с ребенком, прислушивались к его чувствам и желаниям.
Для реализации поставленных задач, стоящих перед детским садом, использовались различные формы работы с родителями, такие, как:
‒ методические памятки для психолого-педагогического просвещения родителей. В памятках рассказывалось o возрастных особенностях детей, o важности тех или иных видов активности, о нравственном (например, как бороться с детским враньем) и физическом (как приучить к зарядке) воспитании и т. п. Воспитатели старались готовить простые и ясные памятки, ярко оформленные, краткие, для того, чтобы привлекать интерес и не отнимать лишнего времени у родителей;
‒ анкетирования, для диагностики возникающих проблем. Родителю проще понять, что вызывает дискомфорт у его ребенка при посещении детского сада, и сформулировать это для воспитателя. Таким образом, иногда только через обратную связь с родителями можно увидеть и устранить возникающие проблемы и противоречия в группе воспитанников. Так же результаты анкетирования по таким вопросам как, например, «Развитие речи в полноценном развитии ребёнка» позволяют выявить пробелы в знаниях родителей и конкретизировать планируемые методические материалы для просвещения родителей;
‒ заседание круглого стола на тему «Иногда так трудно быть родителем». Круглый стол был посвящен проблеме недружелюбного отношения российского общества к детям в общественных местах. Как известно, часто дети начинают скучать в местах, где предопределено долгое ожидание (очередь в любом учреждении) или неподвижность (долгая поездка в общественном транспорте). Скука и раздраженность ребенка выливается в социально неодобряемое поведение — шум, беготня, донимание вопросами окружающих, даже истерика. Замотанная мать, ожидающая в любой момент «удара в спину» от окружающих — слова «Уймите Вашего ребенка» — зачастую нападает первой, притом, на своего же ребенка, что только усугубляет ситуацию. Нередка и реакция, когда мать проявляет полное равнодушие и к ребенку, и к окружающим, давая им, тем самым, карт-бланш на самостоятельные действия малыша, а то и против ее малыша, что может оказаться большим стрессом для ребенка. Педагоги с родителями обсудили разные проблемные и даже конфликтные ситуации, совместно искали возможные способы их решения и предотвращения. В конце этих заседаний были распространены памятки с описанием несложных игр и упражнений, которые помогут занять ребенка во время долгого ожидания. Особенно актуальным этот круглый стол оказался в преддверии летних отпусков, так как многие дети с родителями отправляются в поездки с продолжительным пребыванием в общественном транспорте;
‒ семейный проект «Мама — главное слово». Проект краткосрочный, реализовывался в течение одного месяца и был приурочен к празднованию Международного дня матери. В рамках проекта были проведены тематический мастер-класс «Солнышко в ладошках» (рисование, аппликация), в котором приняли участие мамы воспитанников вместе с детьми, музейный урок «Из бабушкиного сундука», для которого были приглашены несколько бабушек воспитанников, торжественное чаепитие, во время которого каждый ребенок преподнес своей маме ее портрет.
Также проводились родительские собрания и консультации, концерты, приуроченные к праздникам, и мероприятия спортивной направленности, что позволило активизировать пап воспитанников.
В ходе такой работы воспитатели для себя сформулировали следующие положительные моменты в активизации своего взаимодействия с родителями воспитанников:
‒ родительская реакция (рост активности в делах группы, более массовое участие в групповых мероприятиях и т. п.) стимулирует инициативу воспитателей, поощряет возникновение новых креативных проектов, которые, в свою очередь, стимулируют интерес родителей к деятельности ДОУ;
‒ устанавливается тесная связь с большим количеством родителей, а не только с активистами родительского комитета, что позволяет активизировать индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого ребенка.
Моменты, над которыми еще необходимо работать педагогам нашего детского сада — это, в первую очередь, привлечение большего количества родителей — пап, а также дедушек к взаимодействию и совместной деятельности с воспитателями ДОУ.
Однако, следует отметить, что во взаимодействии родителей и воспитателей движущей силой пока являются все-таки педагоги, но при этом родители переходят от пассивного участия в мероприятиях группы к активному. Можно сказать, что родители еще никогда не участвовали так часто в совместной деятельности детского сада и семьи. Исчезает формализм в отношениях, обе стороны стремятся к равноправному партнерству.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что выстраивание взаимодействия между родителями и воспитателями должно являться одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ для создания максимально комфортной среды развития личности ребенка.
Литература:
1. Белалиева O. В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития, 2014. № 15. — С. 77–80.
2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. — С. 209–212.
3. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал Науковедение, 2014. Вып. 6 // URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html