Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников
Авторы: Старжинская Маргарита Анатольевна, Миргородская Лариса Васильевна, Рязанова Галина Ивановна, Алексеева Людмила Николаевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 21.02.2018
Статья просмотрена: 1118 раз
Библиографическое описание:
Старжинская, М. А. Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников / М. А. Старжинская, Л. В. Миргородская, Г. И. Рязанова, Л. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3141/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно пробудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены [1; с.6].
В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно — культуры безопасности [2; с.4].
Культура безопасности — это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно — эстетическое, художественно — эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности [4].
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны [3].
Повышение родительской компетентности — одно из наиболее важное направление образовательной работы дошкольного образовательного учреждения. Современная семья по объективных причинам нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, формирования основ безопасности. Известно, что родители с момента рождения ребенка, в период его младенчества и раннего детства остро нуждаются в помощи специалистов, но получают ее далеко не всегда своевременно. Взаимодействие семьи и педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность — это здоровье и безопасность ребенка.
Многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности у дошкольников. В итоге родители выбирают непродуктивные тактики воспитания, что приводит к конфликтам в семье, проблемам социализации детей, психологическим травмам. В этой связи выбор задач родительского образования определяется целями осмысления и преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания.
Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. С этой целью нами были определены задачи педагогического взаимодействия с родителями по формированию культуры безопасности дошкольника: направленность родителей на ребенка, ориентация семьи на формирование основ культуры безопасности у дошкольника; обеспечение безопасности ребенка в домашних условиях, на природе; формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, правовые, медицинские, общая эрудиция родителей); освоение родителями основ личностно- ориентированной педагогики общения с детьми; формирование практических навыков воспитания личности безопасного типа, непосредственное участие родителей в образовании детей; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований учреждения дошкольного образования и семьи в вопросах безопасности детей.
План сотрудничества предполагает несколько направлений: информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); познавательно- практическое (ознакомление с образовательной программой детского сада, особенностями формирования у дошкольников культуры безопасности; формирование у родителей знаний и умений в области БЖД, знакомство со всеми культурными практиками по формированию культуры безопасности ребенка (игра, продуктивная, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), целенаправленное образование своих детей в детском саду и семье); наглядно-информационное (ознакомление родителей с работой учреждения дошкольного образования по формированию у детей культуры безопасности); — досуговое (установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми в процессе совместных мероприятий, партнерское взаимодействие взрослого и ребенка).
Анализ практики взаимодействия с родителями воспитанников учреждения дошкольного образования свидетельствует, что наиболее продуктивными методами работы с родителями являются методы, включающие три вида активности: мышление, действие и речь, эмоционально-личностное восприятие информации
Таблица 1
Нетрадиционные формы организации общения педагогов иродителей
Наименование |
Цель использования |
Формы проведения общения |
Информационно- аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических опросов «Почтовый ящик» Индивидуальные блокноты |
Ознакомление родителей с особенностями воспитания культуры безопасности старших дошкольников |
Проведение собраний Консультаций |
|
Познавательные |
Формирование у родителей практических навыков |
Мини-собрания Устные педагогические журналы Игры с педагогическим содержанием |
Наглядно-информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские |
Ознакомление родителей с работой ДОУ воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей Выпуск стенгазет |
Взаимодействие педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями дошкольников.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Так же используются новые нетрадиционные познавательные формы, такие как: «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Ещё одной формой для установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей.
Проводятся тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 144 с.
- Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 384–386.
- Косолапова Л. А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель // Российский научный журнал. — 2011. — № 2. — С. 98–107.
- Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Дошкольная педагогика. -2013. — № 10. — С. 6–11.