В статье рассматриваются условия успешного формирования речевой культуры студентов вузов физической культуры; методы развития и формирования речевой культуры; влияние уровня речевой культуры на профессиональную успешность выпускника.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессионально-речевая подготовка, речевая культура.
Введение. В современном образовательном процессе в высшей школе используется компетентностный подход. Компетентностное обучение должно проходить в особых педагогических условиях, в режиме формулирования и решения практических проблемных ситуаций, с использованием активных дидактических форм и методов. Сложная организация современной системы образования обусловлена ее непростой стратегической задачей: сформировать компетентности у студентов.
Будущая деятельность выпускника будет связана с общением и устной коммуникацией, придётся общаться с обучающимися и их родителями, руководством, журналистами и иными представителями спорт индустрии. Для этого необходимо, чтобы он владел соответствующими навыками.
Формирование речевой культуры является неотъемлемым показателем профессиональной компетентности будущего специалиста любого профиля. Развитие речевой культуры невозможно без организации и реализации в практике высшего профессионального образования тех условий, которые позволят повысить ее результативность. Особенно важно создать условия развития речевой культуры в образовательном процессе спортивного вуза, первоочередной задачей которого является подготовка специалиста в области спортивной индустрии, обладающего профессиональными знаниями и навыками.
Профессиональная деятельность специалистов в области физической культуры и спорта относится к сфере профессий «повышенной речевой ответственности», где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех деятельности. Эффективное осуществление профессиональных функций требует от специалиста высокого уровня сформированности речевой культуры, которая имеет особое значение в ряду основных характеристик представителей данной сферы.
В деятельности тренера или учителя физической культуры имеет иное соотношение вербальных и невербальных средств речевого поведения. Это связано с такими особенностями учебно-тренировочной деятельности как дефицит времени, отведённый на вербальное объяснение, связь слова с речедвигательной координацией, акустические особенности учебно-тренировочных помещений. Данные особенности требуют специфической профессионально-речевой подготовки специалиста в области физической культуры и спорта
Исследованию профессионально-речевой культуры посвящены работы В. А. Артемова, В. В. Соколовой, А. П. Храмченко, и др. Проблема формирования профессионально-речевой культуры в системе высшего профессионального образования рассматривалась в исследованиях Е. Б. Зориной, А. И. Чучалиной и др. Вопросы обучения речеведческим курсам, поиска методов и приемов организации учебного процесса подготовки специалистов, обучения профессиональной речи нашли свое отражение в теоретических и практических трудах таких ученых, как Н. Н. Ивакина, Н. В. Кузьмина, Н. И. Махновская, Л. В. Салькова, и др.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных профессиональной речевой деятельности и речевой культуры, проблема формирования профессионально-речевой культуры студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту по-прежнему остается методически нерешенной. Преподаватели вузов, занимающихся подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта, испытывают трудности в формировании у студентов профессионально-речевой культуры, связанные с отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций решения данной задачи. Как следствие, уровень профессионально-речевой культуры выпускников высших учебных заведений не соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляет к ней общество.
Основными показателями сформированности умений профессионально-речевого поведения являются: коммуникативные качества речи (правильность использования литературного и специального языка, точность, логичность, чистота и доступность речи), качества педагогического голоса (диапазон громкости, выносливость, адаптивность), качество дикции, правильность использования мимики, жестов, качество пространственной организации общения.
Анализируя причины падения уровня речевой культуры студентов, необходимо отметить отмену устных выпускных экзаменов в школах нашей страны и их замену на письменный ЕГЭ. В связи с этим у выпускников отпала необходимость учиться излагать свои мысли, рассуждать грамотно в устной форме.
Поступившие в вуз студенты обладают разным уровнем речевой культуры и разной мотивацией в ее развитии, но так как речевая культура — составная часть профессиональной культуры будущего конкурентоспособного специалиста, задача вуза создать оптимальные условия для ее формирования и развития.
Для развития речевой культуры необходимо обогащение содержания образования путём установления межпредметных связей дисциплин учебного процесса, определяющих профессионально-речевую культуру.
В традиционной системе высшего образования имеют место элементы речевой подготовки, однако они не рассматриваются целенаправленно. Более того, все больше из образовательного процесса исключается живая речь, которая заменяется письменным текстом, что так же влияет на формирование речевой культуры.
Выводы. Итак, развитию речевой культуры студентов способствуют:
- Образовательный процесс, построенный на основе межпредметной интеграции. Данная интеграция повышает уровень речевой культуры в целом и профессиональной культуры студента, его непрерывным.
- Необходимо создание таких условий профессионально-речевой подготовки будущего преподавателя физической культуры, которые позволят активизировать развитие и саморазвитие всех аспектов профессионально-речевого поведения для максимально эффективной реализации их в учебно-тренировочной деятельности.
- При разработке рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств по дисциплине делать уклон на задания связанные с устным, публичным выступлением, защитой своей точки зрения.
Литература:
- Архипенкова Е.О Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по физической культуре, связанных с устной коммуникацией / Е. О. Архипенкова, А. В. Ермаков, В. С. Пьянников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 4. — С. 29–33.
- Архипенкова Е. О., Еремин Д. Н. Коммуникативная компетенция обучающихся по направлению подготовким 49.03.01 — «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА” и ее формирование через активные методы./ Е. О. Архипенкова, Д. Н. Еремин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — № 3. — С. 11–13.
- Волкова М. С. «Формирование риторической культуры у специалистов в области физической культуры и спорта в процессе их профессиональной подготовки», диссертация и автореферат по ВАК РФ 13.00.08.
- Томашевич А. М., Жарикова Е. Л. Особенности организации и проведения анимационных программ на культурных и спортивно-массовых мероприятиях. / Томашевич А. М., Жарикова Е. Л. //Тенденции развития науки и образования. 2018. № 37–1. С. 55–56.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 — «Физическая культура». 1 С консультант.