Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.08.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, А. В. Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома / А. В. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94663/ (дата обращения: 16.12.2024).



В сфере образования здоровье педагога выступает в качестве абсолютной социальной ценности и является необходимым условием воспитания жизнестойкого поколения. Неслучайно 2023 год Президентом России В. В. Путиным объявлен Годом педагога и наставника. Этой стратегии на протяжении многих лет придерживаются сотрудники КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина». В учреждении выстроена системная работа, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых. Педагоги — это призма, через которую воспитанник смотрит на жизнь. Это те самые личности, чья жизненная позиция существенно влияет на воспитательный процесс и формирование позитивной траектории развития ребенка-сироты. Наши сотрудники сами активно занимаются спортом и обучают основам здорового образа жизни воспитанников, приобщают их к регулярным занятиям физической культурой. Значительный процент педагогов (73 %) реализуют здоровый образ жизни и осуществляют профессиональную деятельность с ориентацией на сохранение здоровья. Комплексный подход не только укрепляет здоровье детей, но и делает ребенка более успешным, социально привлекательным, что повышает его шансы быть устроенным в семью. Здоровьесберегающая деятельность является ещё и частью работы по профилактике вредных привычек, правонарушений и самовольных уходов воспитанников, нивелирующих последствия депривации.

Культуру здоровья педагога мы рассматриваем в качестве непрерывно трансформирующейся системы знаний, ценностно-смысловых установок, его эмоционально-волевого опыта, готовности к практической деятельности, направленной на познание, развитие и совершенствование собственного здоровья и формирование здоровьеориентированного поведения у наших воспитанников.

Важной составляющей этой работы является использование ресурсов непосредственно в учреждении. В детском доме культивируются такие виды спорта, как футбол, волейбол, стритбол, настольный теннис, дартс, стрельба из пневматической винтовки, пауэрлифтинг, бодибилдинг, файербол, фитнес, биатлон, конькобежный спорт, кёрлинг и рыболовный спорт.

В учреждении регулярно организуются физкультурно-спортивные мероприятия при совместном участии педагогов и детей, такие как: фитнес-марафоны, спортивные флешмобы, онлайн-челенжи, спортивно-развлекательные квесты, ежегодная Спартакиада на Кубок Гагарина, легкоатлетические кроссы «Тропа здоровья», спортивные праздники «Большие гонки», «Олимпийские старты», «Планета детства» и др., которые стали местом демонстрации достижений, что важно для повышения самооценки, укрепления межличностных отношений и получения социального опыта воспитанников детского дома.

Мы не ограничиваемся ресурсами детского дома, а также активно используем площадки города: крытый ледовый каток «Восток–Арена», где ребята и педагоги осваивают кёрлинг и катание на коньках; стадионы «Текстильщик» и «Спартак», где проходят тренировки по легкой атлетике, конькобежному спорту, фаерболу и др.; Центр спортивной подготовки «Дельфин», где воспитанники занимаются оздоровительным плаванием; экопарк «Сосновый бор», который находится рядом с детским домом и оснащен лыжной и беговой трассами, спортивными сооружениями, турниками, футбольным полем, где дети постоянно занимаются и играют на свежем воздухе.

Использование и внедрение информационно коммуникативных технологий позволяют развивать реальные перспективы в сфере физической культуры и спорта среди сотрудников и детей детского дома (телеконференции, форумы, конкурсы в сайтах, чаты и др.).

Вся эта деятельность способствует формированию ценностей ЗОЖ в здоровьесберегающей среде детского дома и позволяет воспитанникам и педагогам достичь отличных результатов:

– Наше учреждение вот уже 18 лет подряд является организатором зимней Спартакиады среди воспитанников детских домов Красноярского края, где объединенная команда Восточного округа всегда становится победителем (2004–2022гг.);

– В летних краевых Спартакиадах среди воспитанников детских домов юные спортсмены занимают призовые места (2004–2021гг.);

– Спортивно подготовленные воспитанницы ежегодно побеждают в городских марафонах аэробики, фитнесу и йога-форумах (2019- 2022гг.);

– вое мастерство они также демонстрируют на краевом фестивале детского творчества «Таланты без границ» в номинации «Хореография» (2022г);

– Более десяти лет (с 2011 по 2022гг.) наши спортсмены участвуют во Всероссийских соревнованиях по футболу среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя», два раза являлись победителями Всероссийского этапа и были награждены поездкой в Лондон, в этом году в финале соревнований успешно представляли Сибирский федеральный округ в г. Сочи;

– Наши самые сильные педагоги и воспитанники являются неоднократными победителями и призерами на первенствах города Канска по пауэрлифтингу и бодибилдингу (2012–2022гг.);

– Уникальные результаты в этом году показали наши кёрлингисты. Команда педагогов и воспитанников стали победителями в соревнованиях, проводимых впервые в г. Канске Федерацией кёрлинга Красноярского края (2022г.);

– Педагоги в составе команды «Просвещение» результативно выступают в различных видах спорта на Спартакиаде на Кубок главы города Канска (2019–2022гг.);

– Спортивные дети и закаленные взрослые детского дома активно участвуют в марафонах и проектах различного уровня, таких как «PROтуризм» (2021г.), «ТОП-5 от ВОЗ» (2021г.), Всероссийских акциях и спортивных мероприятиях «Кросс нации» (2017–2022гг.), «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» (2016–2021гг.), «Лыжня России» (2015–2022гг.).

Результатом работы является выполнение нормативов воспитанниками и педагогами и получение знаков отличия различного достоинства: бронзовый, серебряный и золотой в рамках Всероссийского физкультурно — спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (2022г.).

Всё это в комплексе позволило свести к минимуму количество ребят, стоящих на профилактических учетах (2 чел.), к отсутствию самовольных уходов в этом году.

Профессиональный и спортивный статус педагога становится личным примером для воспитанников детского дома, повышает мотивацию к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек, что в дальнейшем способствует их успешной адаптации и социализации в самостоятельной жизни.

Литература:

1. Белолюбская, Е. И. Педагогические основы обеспечения здоровья учителя: дис. канд. пед. наук (13.00.01)/Е. И. Белолюбская. 2006. 168 с.

2. Барчуков, И. С. Физическая культура / И. С. Барчуков. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

3. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа. ФГОС / М. М. Безруких. — М.: Просвещение, 2018 . 748c.

4. Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 118.

5. Новоселова, И. И. Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дисс..канд. пед.наук (13.00.01) / И. И. Новоселова. Йошкар-Ола, 2000. 214 с.

6. Назарова, Е. Н. Основы здорового образа жизни / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. — М.: Academia, 2019 . — 256 c.

7. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Формирование здорового образа жизни подростков. 5–9 классы. Методическое пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 112 c.

8. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе/ Е.И. тихомирова.-М.6 Academia, 2018.-206 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник детских домов, воспитанник, дом, здоровый образ жизни, Красноярский край, педагог, физическая культура.


Похожие статьи

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Похожие статьи

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи педагогических вузов

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Задать вопрос