Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников младших классов. По данным научных исследователей около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни костно-мышечных систем и ухудшение глазного анализатора, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активности и большой нагрузки в учебной деятельности (письма, чтения). Причины, в следствии которых наблюдается заболеваемость воспитанников детского дома: отсутствие родительского попечения, что отрицательно влияет на общее развитие ребёнка. Синдром сиротства, который характеризуется недостаточным развитием или искажением психических функций. Распространение среди детей и подростков вредных привычек, зависимостей. Несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации режима дня, учебного процесса. Низкая двигательная активность воспитанников. Непопулярность здоровьесохраняющих стереотипов поведения. Отсюда возникает острая проблема здоровья ребёнка, с которой мы должны бороться и решать. Это подвигло меня на разработку и созданию совместно с детьми дневника здоровья «Я, учусь, расту и развиваюсь здоровым». Прежде всего, мы обсудили, для чего нам нужен этот дневник, поставили цель — это отслеживание результатов в физическом развитии воспитанников. Нашли нужную нам информацию, разработали модель, разделы нашего дневника. Разработали титульный лист. Составили анкету, в которой поставили перед собой цель на этот учебный год. Антропометрические данные, составили таблицу и теперь знаем какой у нас рост, вес, объём грудной клетки, как прыгаем в длину и можем сравнить эти данные на начало и конец учебного года, сравнить произошли ли изменения в физическом развитии. На страничке «Мое самочувствие» ежедневно отмечаем наше настроение, а на вечернем сборе проговариваем, почему у каждого из нас было сегодня такое настроение. Я обращаюсь к врачу, в этой таблице фиксируем сколько, раз за год болели и сколько раз посетили врача, или не болели вообще. Составили анкету, что нам нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье. А знаешь ли ты, сколько ты должен весить? По формуле расчёта, мы узнали, соответствует наш вес, нашему росту или нет (мы разделили наш вес на наш рост). Как работает наше сердце? Здесь мы смогли прощупать пульс, подсчитать число сердечных ударов за 1 минуту и узнать какой у нас пульс, когда он находится в состоянии покоя, когда бегаем, играем и занимаемся спортом. Затем данные заносим в таблицу ежемесячных измерений пульса. Для чего нам нужны глаза? Сделали памятку от чего портятся глаза. Пронаблюдали за остротой зрения, провели опыты со свечой. Узнали правильная ли у нас осанка или имеет нарушения практическое задание. Рефлексивный лист, здесь мы прописывали о том, достигли ли поставленных целей или нет.
Данный дневник помогает увидеть динамику своего физического развития, узнать много нового и интересного о своём организме и физическом здоровье. Сохранить и повысить уровень здоровья каждого воспитанник. Повысить интерес к физкультуре и спорту.
Ведь недаром пословица молвится «Здоровому всё здорово».
Литература:
- Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта «Школа здоровья» в детских домах и школах — интернат / под общей редакцией И. В. Кузнецовой.- М.: Полиграф сервис, 2001. -192с.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт. — сост. Т. Н. Захарова и др.- Волгоград: Учитель, 2007- 174с.
- В. В. Кузин. А. П. Матвеев. С. М. Жариков. Физическая культура.
- Методические разработки педагогических советов. Осуждаем проблемы воспитания. (Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой М.; 2004)
- Научно-практический журнал «Завуч» 2000, 2004гг.
- Антропова М. В. Гигиена детей и подростков — М. 1977 г.
- Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии — М. 1967
- Возрастная психология (под ред. акад. В. Н. Черниговского) — Л. 1975 г.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка — М. 1973 г.
- Усов И. Н. Здоровый ребенок — Минск 1984 г.
- Хрипкова А. Г. Возрастная физиология — М. 2000г.
- Основы анатомии и физиологии ребенка (под ред. Егорова В. Я., Хайцева Н. В.) «Лисс СПб 2002 г.
- Руденко А. А., Алексеева Т. А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» — Новосибирск 2006г.
- Руденко А. А. Сохранение здоровья детей в школе, материалы валеологической конференции Института усовершенствования детей — Тверь 2000 г.
- Руденко А. А., Соседкина Н. В. Компьютер, ребенок и здоровье, материалы международной конференции «Перспективы системы информатики. Школьная информатика» — Новосибирск 1999 г.
- В. И. Ковалько Зоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО» 2004г.
- В. К. Бальсевич Здоровье в движении. Москва 1998г.
- Т. Н. Захарова, Т. Н. Суровикина, С. Г. Оводо. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград.