Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 03.05.2018

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ноёфтова М. Н. Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14208/ (дата обращения: 22.06.2018).



Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, образовательное пространство, социальная активность, дети дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.

В работах Г. М. Андреевой А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения, осознанные и наполненные индивидуальным смыслом. Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. развитие в обществе включает единый процесс его социализации.

Е. А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности, обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям» [2].

К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или становление его «Я-концепции», без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Только по мере активности самосознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им в полной мере» [1].

Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

По словам Т. И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым следствием того, какое подкрепление его действиям дает взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» [3].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.

Исходя из теоретической части нашей работы, мы провели исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Олы.

Цель исследования: исследовать эффективность развития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Для решения данной цели нами использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.

Для того, чтобы исследовать социальную активность детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения мы применили следующие диагностические методики: «Помощь» (Т. И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т. И. Бабаева); «Наведи порядок» (О. В. Солодянкина).

Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень развития социальной активности выявлен у 3 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников, низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей 6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников, низкий — у 4 дошкольников.

Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности мы разработали комплекс ситуаций, направленных на формирование социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения которые проходили в течении трех месяцев. Они проводились раз в неделю. В его структуру входили углубленное ознакомление детей профессиями работников детского сада и их окружающее образовательное пространство в детском саду.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская — М.: Наука, 2005. — 288 с.
  2. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности / Е. А. Ануфриев: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения 28.04. 2018).
  3. Пониманская Т. И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т. И. Пониманская; МНИИ дошкольного воспитания — М.: Просвещение, 2011. — 230 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос