Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Грецкая Ю. П. Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3290/ (дата обращения: 10.12.2018).



121321 3222 44654654564654655555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: социализация, игровые технологии, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие

С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) большое внимание стали уделять проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Это обусловлено тем, что в программе заложена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, индивидуализации и личности детей дошкольного возраста. Одними из важных направлений программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, являются создание условий развития ребенка дошкольного возраста, которые открывают широкие возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей, а также создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [8].

Процесс социализации начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Поэтому социализация в дошкольных образовательных учреждениях является очень актуальной, так как по сути именно в дошкольном возрасте «закладывает фундамент», который потом будет «наращиваться». Именно этому возрастному периоду свойственно интенсивное духовное развитие, в этом возрасте происходит формирование характера, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется отношение к самому себе, к собственной семье и к окружающим людям.

Вопрос социализации изучается многими российскими и зарубежными авторами на всех ступенях обучения.

Составными компонентами понятия «социализация» являются: саморегуляция, то есть становление самосознания и активной жизненной позиции; семья, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации и другие институты социализации; освоение опыта общественной жизни; освоение социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Голованова Н. Ф. [2] отмечает, что в процессе социализации субъектом являются институты социализации, а социализирующаяся личность выполняет роль объекта социализации. По мнению автора, одной из главных характеристик воспитанника в процессе социализации является провозглашение его носителем определенного социального опыта. При обеспечении специальных педагогических условий развития, в первую очередь игровой деятельности, а также и других видов деятельности, можно обеспечить успех социализации ребенка.

К таким условиям автор относит:

‒ обеспечение личной заинтересованности дошкольника в деятельности и формирование его стремления к участию;

‒ осознание им социальной значимости результатов своей деятельности;

‒ активизация деятельности дошкольника на основе ее планирования;

‒ обращение к имеющемуся у ребенка опыту, когда ему необходимо воспроизвести жизненную ситуацию с опорой на впечатления из его повседневной жизни;

‒ привлечение воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обсуждению возможных вариантов участия в деятельности;

‒ развитие навыков самооценки и самоконтроля;

‒ формирование у дошкольников потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи, сопереживания и т. п.

Рассматривая проблему социализации, Мустаевой Ф. А. [6] отмечается, что социализация — это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.

Мардахаев Л. В. [4] рассматривает социализацию как процесс становления личности, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство и обогащение им социального опыта.

Выготский Л. С. [1] в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что социальная ситуация развития является исходным моментом для динамических изменений, осуществляющимся в развитии в течение определенного периода, которая определяет формы и путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, выбирая именно тот путь, на котором социальное развитие становится индивидуальным.

По мнению Мудрик А. В. [5], социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Автор считает, что социализация — это переход от младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии.

Под социализацией мы будем понимать развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, т. е. своего рода адаптацию к жизни в обществе.

Социализация детей старшего дошкольного возраста является сложным структурным преобразованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимых изменениях, как себя, так и окружающего мира, которые зависят от совокупности информации об окружении, от мотивов, стремлений, интересов и актуализации собственного, пусть и незначительного, жизненного опыта. На процесс социализации ребенка оказывают большое влияние его индивидуальные особенности, психическое состояние и типичные настроения, форма общения и взаимодействия с окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности, она осуществляется по правилам и регулируется определенными механизмами [7].

Как уже отмечалось выше, большое внимание сейчас уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный и требует от педагога большого труда. Поэтому одной из главных задач социально-личностного развития ребенка является умение педагога организовывать различные ситуации и использовать жизненные обстоятельства. Большинством воспитателей для этого используются игровые технологии [9]. Это обусловлено тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. А также тем, что в настоящее время многие авторы в области дошкольной педагогики признают игру как важнейшую специфическую деятельность дошкольника, которая должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

В игре четко прослеживаются особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении. Игра является своего рода первой школой общественного воспитания ребенка, то есть «арифметикой социальных отношений» (по Л. С. Выготскому).

Именно в игре у детей есть возможность проявить самостоятельность, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Крупская Н. К. [3] в своей работе отмечает, для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: для них игра — это всё: и учеба, и труд, и серьёзная форма воспитания и способ познания окружающего мира.

На основе теоретического анализа литературы и практического опыта нами были определены следующие условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

‒ создание предметно-игровой среды, соответствующей возрастным психологическим особенностям воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

‒ организация эмоционально-благоприятной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении;

‒ обогащение опыта социальных навыков поведения через игровую деятельность;

‒ интегрирование игровых технологий с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию, и направленными на социализацию детей дошкольного возраста;

‒ подбор наиболее эффективных игр, направленных на социализацию личности детей дошкольного возраста.

Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать следующие виды игр:

‒ Сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию потенциальных возможностей детей, имеющие важное значение для их психического развития, позволяющие смоделировать социальные отношения в различных обыденных ситуациях и многое другое. Примерами таких игр являются: «Супермаркет», «Больница», «Парикмахерская», «У нас гости», «Школа» и т. д.

‒ Подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает и познает окружающий мир, развивает свой интеллект, фантазию, воображение и формирует социальные качества. Например, «Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и промолчи» и др. (по М. М. Конторовичу и Л. И. Михайловой).

‒ Театрализованные игры, являющиеся одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. Для эффективной работы в этом направлении можно использовать программу по организации театрализованной деятельности «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой, программы «Театр — творчество — дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович и «Театрализованные занятия в ДОУ» М. Д. Маханевой и другие.

‒ Дидактические игры, способствующие социально-нравственному развитию дошкольника: в таком виде игры осуществляется познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. Такими играми, например, являются игры-беседы, игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки (по А. И. Сорокиной). Можно использовать также различные настольно-печатные и словесные игры. Большой популярностью пользуются лото, тематика которых очень разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др. В качестве словесных игр можно использовать игры, в которых дети решают игровую задачу, например, «Когда это бывает?», «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы..?», «Бывает — не бывает?» и т. п.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что игровые технологии, как средство социализации воспитанников дошкольного образовательного учреждения, позволяют расширить социальный кругозор, создать простор для проявления их индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Возможности игровой деятельности проявляются в активизации познавательных способностей дошкольников, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

  1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду // История советской дошкольной педагогики [и др.]; Ред. М. Ф. Шабаева; Сост. е.А.Гребенщикова, А. А. Лебеденко. — Москва: Просвещение, 1980. — С. 128–129
  2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. –269 с.
  3. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Издат.центр «Академия», 2004. –304 с.
  4. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2010. –№ 1. — С. 162–167
  5. Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 477–479. — URL https://moluch.ru/archive/81/14557/ (дата обращения: 16.12.2017).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 154637&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.4971650779722261#0 (дата обращения: 15.12.2017)
  7. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. — 67 с.

121321 3222 44654654564654655555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, социализация, окружающий мир, старший дошкольный возраст, игровая деятельность, дошкольное образовательное учреждение, социально-личностное развитие, процесс социализации, социализация детей.

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных...

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Именно в игре осуществляется процесс социализации.

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельностиигра.

Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший...

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация... Взаимодействие ДОО и семьи в процессе...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных...

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Именно в игре осуществляется процесс социализации.

игра, дошкольный возраст, детство, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельностиигра.

Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший...

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация... Взаимодействие ДОО и семьи в процессе...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос