Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ноёфтова М. Н., Шамтиева М. Р. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14076/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активности у экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: образовательное пространство, социальная активность, дети 6–7 лет.

Перемены, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы относящиеся к социально‑экономическим, политическим, культурным будущим страны.

Федеральный закон «Об образовании в РФ», принимая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», выделяет роль социально ценной активности личности. Начальные этапы решения этой проблемы лежат уже в дошкольном детстве.

Текущий период развития общества ставит перед человеком задачи, требующие его активного включения в различные социальные роли, отношения и связи. Концепция совершенствования российского образования передает идею о том, что развивающемуся на правах общечеловеческих преимуществ, национальных идеалов и ценностей государству необходимы образованные, нравственные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, люди способные к сотрудничеству и взаимопомощи, с развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

Изучением развития социальной активности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, Г. С. Коротаева М. В. Крулехт, Е. Е. Кравцова, В. А. Кускова, Д. И. Фельдштейн и др.

К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Особое значение для развития основ социальной активности имеет подготовительный к школе возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных, обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей» [2, с. 31].

И. С. Кон рассматривает активность в неразрывной связи с категорией субъект, как его неотъемлемую характеристику, отмечая, что активность не только мера взаимоотношения внутреннего и внешнего, но и особый способ взаимодействия, которое не ограничивается деятельностью [3].

Т. И. Пониманская говорит: «Развитие социальной активности дошкольников характеризовалось с точки зрения формирования отдельных социально ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность)» [4, с. 15].

Вместе с тем в настоящее время проблема становления начальных форм социальной активности у дошкольников старшего возраста остается недостаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики.

По словам В. В. Аброменковой, «социальная активность выступает как реализуемая готовность личности к социальным действиям, как осознание значимости своего участия в общественной жизни, как потребность личности в саморазвитии, и самоопределении себя как активного элемента социума, как воспитание в себе и проявление различных социально значимых качеств: ответственности, инициативности, творчества и результативности действий» [1, с. 43].

В процессе разнообразной деятельности, в процессе общения, выполнения различных социальных ролей ребенок приобретает свой собственный и неповторимый социальный опыт, который является результатом активного взаимодействия с окружающей средой.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что основой для формирования положительных поступков, развития гуманных чувств и отношении как предпосылки достижения проявления социальной активности, служит совместная со сверстниками практическая деятельность и общение.

Опиравшись на теоретическую часть нашей работы, мы провели исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Олы.

Цель исследования: исследовать эффективность развития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Для решения данной цели нами использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.

Для того, чтобы исследовать социальную активность детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения мы применили следующие диагностические методики: «Помощь» (Т. И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т. И. Бабаева); «Наведи порядок» (О. В. Солодянкина).

Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень развития социальной активности выявлен у 3 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников, низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей 6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников, низкий — у 4 дошкольников.

Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения, которые проходили в течение трех месяцев. Всего в ходе формирующего этапа было проведено 10 мероприятий. Они проводились раз в неделю. В его структуру входили углубленное ознакомление детей профессиями работников детского сада и их окружающее образовательное пространство в детском саду.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. — М.: Феникс, 2008. — 432 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская — М.: Наука, 2005. — 288 с.
  3. Пониманская Т. И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т. И. Пониманская; МНИИ дошкольного воспитания — М.: Просвещение, 2011. — 230 с.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.razym.ru/semiyahobbi/detiv/200275-kon-is-rebenok-i-obschestvo.html, вход свободный (дата обращения 27.03. 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, образовательное пространство, дошкольное учреждение, Бабаево, социальная активность детей, ребенок, развитие, дошкольник, детский сад, экспериментальная группа детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос