Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ноёфтова М. Н., Шамтиева М. Р. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14076/ (дата обращения: 24.09.2018).



В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активности у экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: образовательное пространство, социальная активность, дети 6–7 лет.

Перемены, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы относящиеся к социально‑экономическим, политическим, культурным будущим страны.

Федеральный закон «Об образовании в РФ», принимая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», выделяет роль социально ценной активности личности. Начальные этапы решения этой проблемы лежат уже в дошкольном детстве.

Текущий период развития общества ставит перед человеком задачи, требующие его активного включения в различные социальные роли, отношения и связи. Концепция совершенствования российского образования передает идею о том, что развивающемуся на правах общечеловеческих преимуществ, национальных идеалов и ценностей государству необходимы образованные, нравственные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, люди способные к сотрудничеству и взаимопомощи, с развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

Изучением развития социальной активности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, Г. С. Коротаева М. В. Крулехт, Е. Е. Кравцова, В. А. Кускова, Д. И. Фельдштейн и др.

К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Особое значение для развития основ социальной активности имеет подготовительный к школе возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных, обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей» [2, с. 31].

И. С. Кон рассматривает активность в неразрывной связи с категорией субъект, как его неотъемлемую характеристику, отмечая, что активность не только мера взаимоотношения внутреннего и внешнего, но и особый способ взаимодействия, которое не ограничивается деятельностью [3].

Т. И. Пониманская говорит: «Развитие социальной активности дошкольников характеризовалось с точки зрения формирования отдельных социально ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность)» [4, с. 15].

Вместе с тем в настоящее время проблема становления начальных форм социальной активности у дошкольников старшего возраста остается недостаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики.

По словам В. В. Аброменковой, «социальная активность выступает как реализуемая готовность личности к социальным действиям, как осознание значимости своего участия в общественной жизни, как потребность личности в саморазвитии, и самоопределении себя как активного элемента социума, как воспитание в себе и проявление различных социально значимых качеств: ответственности, инициативности, творчества и результативности действий» [1, с. 43].

В процессе разнообразной деятельности, в процессе общения, выполнения различных социальных ролей ребенок приобретает свой собственный и неповторимый социальный опыт, который является результатом активного взаимодействия с окружающей средой.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что основой для формирования положительных поступков, развития гуманных чувств и отношении как предпосылки достижения проявления социальной активности, служит совместная со сверстниками практическая деятельность и общение.

Опиравшись на теоретическую часть нашей работы, мы провели исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Олы.

Цель исследования: исследовать эффективность развития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Для решения данной цели нами использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.

Для того, чтобы исследовать социальную активность детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения мы применили следующие диагностические методики: «Помощь» (Т. И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т. И. Бабаева); «Наведи порядок» (О. В. Солодянкина).

Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень развития социальной активности выявлен у 3 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников, низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей 6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников, низкий — у 4 дошкольников.

Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения, которые проходили в течение трех месяцев. Всего в ходе формирующего этапа было проведено 10 мероприятий. Они проводились раз в неделю. В его структуру входили углубленное ознакомление детей профессиями работников детского сада и их окружающее образовательное пространство в детском саду.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. — М.: Феникс, 2008. — 432 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская — М.: Наука, 2005. — 288 с.
  3. Пониманская Т. И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т. И. Пониманская; МНИИ дошкольного воспитания — М.: Просвещение, 2011. — 230 с.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.razym.ru/semiyahobbi/detiv/200275-kon-is-rebenok-i-obschestvo.html, вход свободный (дата обращения 27.03. 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, образовательное пространство, дошкольное учреждение, Бабаево, социальная активность детей, ребенок, развитие, дошкольник, детский сад, экспериментальная группа детей.

Похожие статьи

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего...

Ключевые слова: дошкольное учреждение, образовательное пространство, социальная активность, дети дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

социальная активность, образовательное пространство, дошкольное учреждение, Бабаево, социальная активность детей, ребенок, развитие, дошкольник, детский сад, экспериментальная группа детей.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Социальная направленность работы дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д.

Инновационные технологии социализации дошкольников...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале... ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего...

Ключевые слова: дошкольное учреждение, образовательное пространство, социальная активность, дети дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности.

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

социальная активность, образовательное пространство, дошкольное учреждение, Бабаево, социальная активность детей, ребенок, развитие, дошкольник, детский сад, экспериментальная группа детей.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Социальная направленность работы дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д.

Инновационные технологии социализации дошкольников...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале... ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в...

Задать вопрос