Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 декабря, печатный экземпляр отправим 16 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 17.02.2018

Статья просмотрена: 2863 раза

Библиографическое описание:

Грецкая, Ю. П. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48369/ (дата обращения: 29.11.2020).



В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном социуме.

Ключевые слова: социализация дошкольника, инновация, технологический процесс, личность ребенка, развивающее образовательное пространство, интеграция современных технологий, социальное окружение.

The article describes a new technology of socialization of preschool-age children that are effective to form and develop the self-regulation of behavior, initiative, independence and responsibility — precisely the qualities that are necessary not only for successful adaptation and learning in school and for life in modern society.

Keywords: socialization of the preschool child, innovation, technological process, the identity of the child, developing educational space, integration of modern technology and social environment.

Инновации — совершенно особый вид педагогической деятельности. В условиях современных требований к дошкольному образованию, что содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, инновационные технологии являются условием эффективности качественных изменений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационные технологии в воспитательной работе ДОО не являются самоцелью либо формальностью — их цель заключается в том, чтобы содействовать становлению личности ребенка.

Становление это диктует взрослым корректно и последовательно решать проблему приобщения малыша к миру взрослых, который не без причины принято называть социумом: адаптация ребенка к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих составляющих в формировании его личности. Социализация дошкольника предполагает в первую очередь воспитание умения правильно ориентироваться в том социальном окружении, в котором малыш постоянно вращается. Профессионально выстраивая инновационный технологический процесс, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения моделирует ситуации, в которых ребенок учится осознавать самоценность собственной личности и индивидуальности других людей, формирует отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее целесообразным для успешной позитивной социализации личности ребенка. Педагогика гласит, что в этом возрасте ребенок в состоянии вполне сознательно, произвольно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка [1, С. 6].

Те негативные явления, которыми печально известен отечественный институт семьи, например, разрыв поколений, невнимание к внутреннему миру малыша, дефицит гуманных норм поведения в детской среде делают проблему социализации личности ребенка с первых лет его вхождения в социум чрезвычайно актуальной и первостепенной по важности.

Сегодня специалисты в области дошкольной педагогики практически единодушны в том, что, к сожалению, в системе дошкольного образования пока очевиден дефицит технологий, нацеленных на социализацию личности ребенка, его духовно-нравственное воспитание. Между тем, интеграция инновационных проектов в образовательное пространство способствует включению детей в общественную жизнь, усвоению ими правил и норм культурного поведения, этикета.

Само понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не столь давно — более привычным до сих пор воспринимается выражение «социальное воспитание дошкольника». Определяя суть понятия, Н. Ф. Голованова под социализацией в современной дошкольной педагогике предлагает понимать «процесс становления личности, и постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом» [2, С. 12]. В свою очередь, Г. М. Андреева считает, что «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно внимательно анализируемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в я среду» [3, С.23–24].

Позитивная социализация в принципе невозможна без организации постоянного сетевого взаимодействия с социальными партнерами, которые расположены в микрорайоне дошкольного образовательного пространства. Так, можно предложить инновационный проект «Мой любимый город», в рамках которого дошкольники знакомятся с ролью в социуме библиотеки, театра, музея, картинной галереи и памятников старины. Это знакомство углубляется и развивается в процессе ролевых игр, которые являются органичной частью инновационных технологий.

Наиболее популярным видом деятельности дошкольника является игра — это своеобразный способ трансформации полученных впечатлений из окружающей жизни. Особенности мышления и воображения ребенка ярко проявляются в игре, также проявляются его активность, потребность в общении и эмоциональность. Социальная значимость игры состоит в следующем — в процессе общения со своими сверстниками у ребенка складываются навыки взаимодействия. Ребенок учится согласовывать и связывать свое мнение с мнением других детей, учится подчиняться правилам, а также регулировать свое поведение согласно отведенной роли, учится оказывать помощь своим товарищам [4, С. 9].

Освоение механизма ролевого поведения формирует у ребенка успешную вовлеченность в социальные отношения, так как это позволяет приспосабливаться и адаптироваться к любой новой для него позиции или ситуации в течение всей жизни. Данный процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды называют социальной адаптацией.

Говоря о социализации ребенка, необходимо упомянуть о микросоциуме, который играет важную роль в этом процессе. И главнейшим институтом социализации малыша в микросоциуме является семья, поскольку она имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором данного процесса в дошкольном возрасте.

Не менее значимым фактором социализации ребенка становится и группа сверстников, к которым малыш уже в раннем возрасте относится особым образом. М. И. Лисина подчеркивает, что отличительной особенностью контактов со своими сверстниками являются их особенно яркие эмоциональные насыщения, отсутствие жестких правил и норм общения, преобладание инициативных высказываний перед ответными, функциональное разнообразие. Ребенок, который лишен общения со своими сверстниками, теряет в коммуникативном формировании [5, С.121].

Общение со сверстниками неразрывно связано и с понятием предметной среды. Предметная среда кроме того должна обеспечивать детей возможностью действовать самостоятельно либо совместно с ровесниками, не навязывая при этом обязательной совместной работы. Педагог-воспитатель подключается к действиям детей в конфликтных моментах, которые требуют его вмешательства, либо помогает войти в группу своих сверстников тому либо иному ребенку при необходимости, который выражает очевидное стремление к контактам, но не обладающего нужными способами поведения.

Возвращаясь к понятию инновационных технологий, следует отметить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии проблемного обучения, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения, компьютерные технологии и игровые технологии.

В понятие «игровые педагогические технологии» включается достаточно обширная группа приемов и методов организации и проведения педагогического процесса в виде разнообразных педагогических игр. В отличие от игр в широком смысле у педагогической игры есть существенный признак — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется познавательной направленностью [6, С.52].

При игровой форме занятий чрезвычайно важна игровая мотивация, которая побуждает, стимулирует детей к активному процессу освоения знаний. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр, его профессиональной состоятельности. Содержание детских игр развивается поэтапно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения. Игровые технологии, инновационность которых не подлежит сомнению, формируют воображение и позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение, комфортно для него встраиваться в социум. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка и задача воспитателя — правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.

Под проблемным обучением в современной дошкольной педагогике понимается такая организация обучающих занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников дошкольных образовательных организаций по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

В последнее время при поступлении детей в дошкольное учреждение всё чаще прослеживается тенденция общего недоразвития речи. Дети затрудняются связано, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. У детей скудный словарный запас, они не умеют согласовывать слова в предложении, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления. Поэтому эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей.

Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, — эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. По той причине, что у дошкольников память непроизвольного характера, они лучше запоминают явления, факты, события, предметы близкие их собственному жизненному опыту. Мнемотехника упрощает усвоение и увеличивает объем памяти посредством образования добавочных ассоциаций. Подобные приёмы в особенности значимы для дошкольников, т. к. мыслительные задачи у них решаются с доминирующей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается эффективнее вербального. Применение мнемотаблиц в свободной деятельности и на занятиях дает возможность детям более эффективно перерабатывать и воспринимать зрительную информацию, преобразовывать, сохранять и воспроизводить данную информацию в соответствии с установленными учебными задачами.

Однако, в целях развития связной речи использования одних лишь искусственных инструментов недостаточно, так как главной опорой запоминания выступают логически оправданные, осмысленные связи, которые устанавливаются как изнутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом, и чем-либо хорошо известным.

Отличительная черта такой методики заключается в применении не изображения предметов, а знаков и символов для опосредованного запоминания. Это существенно упрощает детям поиск и последующее запоминание слов. Символы тесно сопряжены с речевым материалом, к примеру, для обозначения диких животных показывают ёлку, а для обозначения домашних животных — дом. Дидактическим материалом являются мнемотаблицы — это схемы, в которых вложена определённая информация. Овладение методологии работы с мнемотаблицами существенно сокращает время по обучению и вместе с тем решает задачи, которые направлены на: развитие базовых психических процессов — внимания, памяти, образного мышления, развитие мелкой моторики рук, перекодирование информации, то есть трансформация абстрактных символов в настоящие образы.

Использование такой инновационной технологии, облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связанностью.

Литература:

  1. Проект «Современные технологии эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». ДОУ № 33 «Аленушка», Подольск, 2016.
  2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка/ Н. Ф. Голованова — М., Речь, 2004. — 272с.
  3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации — М.: Вентана — Граф, 2015Ю- 184с.
  4. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
  5. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. — 416 с.
  6. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5–6.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, игра, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, предметная среда, проблемное обучение, современная дошкольная педагогика, социальная среда, социальное окружение.


Ключевые слова

инновация, технологический процесс, личность ребёнка, социальное окружение, социализация дошкольника, развивающее образовательное пространство, интеграция современных технологий

Похожие статьи

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Созданию предметно-игровой среды в современном ДОУ на сегодняшний день уделяется огромное внимание.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Организационно-педагогические условия создания...

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое пространство, зонирование, центры. Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной степени...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Рубрика: Образование и обучение. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г. Дата публикации: 28.03.2017.

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации...

Современные проблемы социального воспитания...

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях. Ключевые слова:дошкольное воспитание, система воспитания, дошкольный возраст, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Созданию предметно-игровой среды в современном ДОУ на сегодняшний день уделяется огромное внимание.

Дошкольная педагогика в системе образования на...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Организационно-педагогические условия создания...

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое пространство, зонирование, центры. Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной степени...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра. Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Рубрика: Образование и обучение. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г. Дата публикации: 28.03.2017.

Толмакова М. А., Родина Я. А., Борохович Л. Ю. Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации...

Современные проблемы социального воспитания...

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях. Ключевые слова:дошкольное воспитание, система воспитания, дошкольный возраст, подрастающее поколение.

Задать вопрос