Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Щеголькова И. В., Дунаева Е. С. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 98-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14174/ (дата обращения: 16.08.2018).



В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования, родителям. Участники: педагоги и дети старшего дошкольного возраста (6–7лет).

Ключевые слова: творческие способности, изготовление поделок из бумаги.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Творчество — всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творчества ребёнка. Творчество наполняет его жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника имели творческое начало. Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является работа с бумагой. Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу.

Поделки из бумаги — самый большой раздел из категории детского творчества. Несмотря на то, что бумага является самым доступным материалом для рукоделия — работы из нее могут быть самыми разными: от простых аппликаций до объемных моделей. Работая с бумагой, дети развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи и интеллекта.

Аппликация один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) — развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Аппликация с использованием бумажных салфеток.

Бумажные салфетки являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное. Такую технику работы с бумажными салфетками с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить на занятиях по изобразительной деятельности, а также в кружковой работе. Дети делятся своим опытом, полученным в детском саду, с родителями, а те в свою очередь придумывают и создают уникальные шедевры, которые приносят в детский сад.

Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой. В названии этого искусства звучит и его основная идея. «Ори» в японском языке обозначает «складываю», а «ками» — «бумага».

Таким образом, учитывая особенности работы с бумагой и её положительное влияние на развитие творческих способностей ребенка, мы поставили перед собой цель: способствовать развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста через работу с бумагой. Особое внимание уделили технике оригами. Но прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми, необходимо изучить основу техники работы с бумагой: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Вся наша работа проводилась в 5 этапов.

1 этап. Ознакомление со свойствами бумаги.

На первых занятиях детям была предоставлена возможность свободного действия с бумагой, для того чтобы они познакомились с её свойствами. Во время проведения различных игр дети узнали, что бумага бывает легкой («Воздушный футбол»), при намокании легко рвется («Кораблики»), встречается разной плотности («Легко или трудно?»). После знакомства со свойствами бумаги дети начали работать с бумажными квадратами: сгибали их по разным плоскостям, учились разглаживать сгибы. Результатом этой работы было усвоение правила: необходимо тщательно проглаживать сгиб, иначе получившиеся в квадрате геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно и неровно.

2 этап. Ориентировка впространстве на квадратном листе бумаги.

На этом этапе дети учились складывать из бумаги два прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата; отрабатывали точность движений, т. к. от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигуры. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Основные приемы: многократный показ, объяснение, прием «сделай, как я».

3 этап. Изготовление поделок.

На 3 этапе дети приступили к изготовлению поделок. Вначале складывали простейшие, например маски животных, затем, по мере освоения техники оригами перешли к более сложным поделкам (лягушка, звезда и т. д.). Улучшение мелкой моторики, ориентировки в пространстве, умения преобразовывать геометрические фигуры позволили перейти к следующему этапу.

4 этап. Изготовление поделок по пооперационным картам исхемам.

Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для дошкольников более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее), которая показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму нужно взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности при складывании фигуры, дети разворачивали заготовку, сверяли процесс изготовления с пооперационной картой и по сгибам складывали её вновь. Во время создания фигур детям требуется не только умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона), но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).

5 этап. Изготовление сюжетных композиций.

Освоив технику выполнения моделей, дети за одно занятие успевали сделать несколько поделок, что позволило объединять их в сюжетные композиции. Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие без клея и ножниц выполнить огромное число фигурок — от элементарных складных конвертов до сложных композиций — вызывают постоянный интерес у детей. Они способны видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они способны принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения; у них свой взгляд на красоту, и они способны создать нечто новое, оригинальное.

Каждая образовательная деятельность по обучению оригами, как правило, включала теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире. Практическая деятельность — это изготовление и оформление поделок.

Для закрепления работы в группе были созданы условия для свободной самостоятельной деятельности детей. В доступном месте находилось все необходимое для изготовления поделок: бумага и салфетки разного цвета и размера, ножницы, клей, схемы по изготовлению бумажных фигурок. Это побуждало детей к активной продуктивной деятельности. Они с удовольствием мастерили различные фигурки и открытки. Изготовленные поделки дети забирали домой, показывали родителям. Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усилили интерес ребёнка к творческой деятельности. В процессе работы дети проявляли высокую активность, самостоятельность и оригинальность.

Одной из важных задач на наш взгляд, считаем вовлечение в процесс работы с бумагой родителей воспитанников. Для того чтобы сделать их союзниками, заинтересовать их этим творчеством, мы проводили индивидуальные беседы, родительские собрания, организовывали выставки детских работ в группе, в которых родители совместно с детьми создавали творческие работы («Плыви, плыви, кораблик»), «Цветы для…»; конкурсы («Маски животных»). Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное изготовление самодельных игрушек и творческих коллективных работ. Совместная увлеченность этим искусством — путь к контакту с ребенком, путь к его душе, на котором родители могут говорить с ним о труде, красоте, природе, окружающем мире.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. “Бумагопластика” М., 2007 г.
  2. Кабитина Н. Работа с бумагой (поделки и игры). — М.: Творческий Центр «Сфера». 2001.-128с.
  3. Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду.- М.: Обруч, 2010.-96с.
  4. Пищикова Н. Г. “Работа с бумагой в нетрадиционной технике” М., 2008 г.
  5. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. — М.: Айрис-пресс, 2008.- 192с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бумага, старший дошкольный возраст, изготовление поделок, работа, этап, пооперационная карта, дошкольный возраст, детский сад, предметный мир.

Ключевые слова

творческие способности, изготовление поделок из бумаги

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование... Развитие творческого воображения детей старшего...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из...»

старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей, творческая работа старших дошкольников, детский сад, поиск неизвестного, натурное рисование, творческий...

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей, творческая работа старших дошкольников, детский сад, поиск неизвестного, натурное рисование, творческий...

Конспект совместной образовательной деятельности по...

...по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Занятие носит интегрированный характер (ознакомление с окружающим миром + ИЗО + развитие речи), включает в себя игровые элементы.

Дошкольный возрастэтап психического развития ребенка...

ребенок, ручной труд, дошкольное образование, ребенок стали, художественный труд, бумага, изготовление поделок, дошкольный возраст, внимание детей, этап завершения.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей...

Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития творческих способностей у дошкольников автором используется аппликация, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости...

Макетирование в детском саду | Статья в журнале...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный... Моделирование игрового пространства в ДОУ с...

Развитие творческих способностей детей с помощью техники...

Задачи: а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами. б) умение работать по схемам.

Старший дошкольный возраст (6- 7 лет). Приблизительная продолжительность проекта. Долгосрочный проект в виде кружковой работы.8 месяцев.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных

Нами был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет по периодам.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование... Развитие творческого воображения детей старшего...

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из...»

старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей, творческая работа старших дошкольников, детский сад, поиск неизвестного, натурное рисование, творческий...

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, творческая работа, изобразительная деятельность, занятие, творческая работа детей, творческая работа старших дошкольников, детский сад, поиск неизвестного, натурное рисование, творческий...

Конспект совместной образовательной деятельности по...

...по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Занятие носит интегрированный характер (ознакомление с окружающим миром + ИЗО + развитие речи), включает в себя игровые элементы.

Дошкольный возрастэтап психического развития ребенка...

ребенок, ручной труд, дошкольное образование, ребенок стали, художественный труд, бумага, изготовление поделок, дошкольный возраст, внимание детей, этап завершения.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей...

Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития творческих способностей у дошкольников автором используется аппликация, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости...

Макетирование в детском саду | Статья в журнале...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный... Моделирование игрового пространства в ДОУ с...

Развитие творческих способностей детей с помощью техники...

Задачи: а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами. б) умение работать по схемам.

Старший дошкольный возраст (6- 7 лет). Приблизительная продолжительность проекта. Долгосрочный проект в виде кружковой работы.8 месяцев.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных

Нами был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет по периодам.

Задать вопрос