Макетирование в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 2367 раз

Библиографическое описание:

Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/170/45559/ (дата обращения: 23.02.2019).



Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макетымогут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

‒ Эмоциональная отзывчивость

‒ Любознательность

‒ Активность

‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

‒ Развитие монологической и связной речи.

‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.

‒ Развитие коммуникативных навыков

‒ Активизация лексического словаря.

‒ Формирование навыков сочинительства.

‒ Формирование творческих способностей.

‒ Воспитание доброжелательности.

‒ Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Литература:

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001.
  2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997
  3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.
  4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): макет, ребенок, предметный материал, творческое познавательное мышление, свободный выбор, поисковая деятельность, образовательное пространство, игровое пространство, бескорыстная познавательная активность, универсальный макет.


Похожие статьи

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, экологическая тропа, сектор...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка...

Культурные образовательные практики — эффективное средство...

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, экологическая тропа, сектор...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка...

Культурные образовательные практики — эффективное средство...

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, экологическая тропа, сектор...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка...

Культурные образовательные практики — эффективное средство...

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, экологическая тропа, сектор...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка...

Культурные образовательные практики — эффективное средство...

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Задать вопрос