Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 10.07.2016

Статья просмотрена: 10178 раз

Библиографическое описание:

Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 536-537. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32529/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что конструктивная деятельность способствует решению образовательных задач, так как в процессе конструирования детьми приобретаются умения и навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие, как восприятие, ощущение, воображение, мышление.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей

Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования.

Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, поскольку цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом.

Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка — один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха).

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др.

Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. [1, c. 4].

Конструктивное творчество, по мнению А. Н. Давидчук, представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации.

На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла.

Также А. Н. Давидчук, используя в своих исследованиях идею Н. Н. Поддьякова, а ещё ранее З. В. Лиштван, выделяет два основных вида конструирования. Это конструирование по образцу и «по условиям». В конструировании по образцу ребёнок отображает реальный предмет или его изображение. Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца детской постройки ребёнку необходимо обследовать свойства предмета, его формы, пропорции, пространственное положение. В результате аналитико-синтетического восприятия образца у ребёнка формируется замысел.

В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями, которым должна отвечать постройка. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является развитие представлений детей о пространственных свойствах и отношениях предметов (форма, величина, протяжённости).

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у детей конструктивных умений и навыков.

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать умение у детей создавать собственные конструктивные замыслы в представлении.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. [2, с. 24].

В ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. И направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте способствует развитию произвольного внимания. Формируется умение планировать и прогнозировать.

Также по ФГОС ДО необходимо организация специального пространства для детской конструктивной деятельности. Необходимы материалы, такие как бумага, картон, дерево, кубики и др.

В современной действительности, благодаря развитию ИКТ, одним из приоритетных средств обучения является детское компьютерное конструирование.

Использование компьютера включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений. Решению компьютерных задач предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины.

Литература:

  1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
  2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, детское конструирование, задача, конструирование, детское конструктивное творчество, конструктивная деятельность, конструктивное творчество, практическая реализация, целенаправленное рассмотрение.


Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие творческого воображения детей старшего...

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп. 1 группа. Конструирование из бумаги.

Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, занятие, воспитатель, конструирование, аналитико-синтетическая деятельность, детское творчество, детское конструирование, конструктивная деятельность, готовый образец, ручной труд.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Конструированиецеленаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных...

Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Творческое становление личности является одной из важных задач, решение которой стоит начать с дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагога.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие творческого воображения детей старшего...

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп. 1 группа. Конструирование из бумаги.

Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, занятие, воспитатель, конструирование, аналитико-синтетическая деятельность, детское творчество, детское конструирование, конструктивная деятельность, готовый образец, ручной труд.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Конструированиецеленаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных...

Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Творческое становление личности является одной из важных задач, решение которой стоит начать с дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагога.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие творческого воображения детей старшего...

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп. 1 группа. Конструирование из бумаги.

Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, занятие, воспитатель, конструирование, аналитико-синтетическая деятельность, детское творчество, детское конструирование, конструктивная деятельность, готовый образец, ручной труд.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Конструированиецеленаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных...

Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Творческое становление личности является одной из важных задач, решение которой стоит начать с дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагога.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие творческого воображения детей старшего...

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп. 1 группа. Конструирование из бумаги.

Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, занятие, воспитатель, конструирование, аналитико-синтетическая деятельность, детское творчество, детское конструирование, конструктивная деятельность, готовый образец, ручной труд.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Конструированиецеленаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных...

Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Творческое становление личности является одной из важных задач, решение которой стоит начать с дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагога.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Задать вопрос