Библиографическое описание:

Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/ (дата обращения: 24.02.2018).



В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании по созданию развивающей среды в дошкольных учреждениях. В качестве ведущих направлений выделено три: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Использование LEGO конструирования в соответствии последних требований стандарта помогут педагогам, специалистам, в организации конструкторской деятельности развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование, познавательное развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт.

В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (ст.10 п.4 Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ») ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [1]. В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей (законных представителей), как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Реализация стандарта дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO. Обосновываются возможности продукции LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность LEGO -конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности [2].

Практически во всех группах, в любом детском саду есть конструкторы по типу LEGO, они стоят дешевле, а построить можно любую конструкцию. И еще один вопрос возник из жизненных наблюдений, почему LEGO вызывает настоящий восторг у детей. Знакомство воспитанников с продукцией LEGO-Еducation, позволит детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания, учиться играя и обучаться в игре.

Обучение детей техническим понятиям планируется использовать конструкторы «Первые конструкции» и «Первые механизмы», в речевом развитии — «Моя первая история», «Построй свою историю», в коррекционной работе «Креативный строитель» [3].

LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка он становится субъектом, а не объектом образования. Перспективность применения продукции LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, и каждый ребенок может с ней справиться [4]. Практическая ценность LEGO-конструкторов дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении LEGO-терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструкторскими способностями; способность логически мыслить [5].

LEGO-конструкторы в детском саду используется как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности. Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности. В работе по использованию LEGO -конструкторов можно выделить три направления: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность [6]. Первое направление: развитие технических навыков, усвоение научных понятий. В методических рекомендациях по использованию LEGO-Еducation отмечается качество деталей, прочность крепления, но самое главное с какой легкостью можно научить детей научным понятиям. Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка краткосрочных образовательных проектов для детей 5–6, 6–7 лет. Итогом нашей деятельности предполагаем проведение в детском саду LEGO-фестиваля, с участием родителей (законных представителей) и детей старших, подготовительных групп, групп с задержкой психического развития. Планируем проведение мастер-классов для родителей в проекте Школа для родителей «Развивайся малыш!». Использование LEGO-конструкторов в соответствии с методическими рекомендациями позволит расширить содержание образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений, создать образовательную среду, ориентированную на удовлетворение интересов каждого ребенка и повысить качество дошкольного образования.

Развивая второе направление речевое развитие, мы планируем использовать методические рекомендации и конструкторы Лего-Дупло «Моя первая история» и «Построй свою историю». Использование данных конструкторов в образовательной среде групп более всего соответствует принципу индивидуализации. Ребенок сможет придумывать и рассказывать интересные истории, важные для него, обсуждать события из жизни общества, фильмы, книги, телевидение. Конструкторы из серии «Построй свою историю» это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению целому набору важных навыков. Развиваются языковые навыки: чтение, письмо, речь. Формируются коммуникационные навыки: умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию. Навыки творческого и критического мышления: умение придумывать новые истории или анализировать уже существующие, решая определенные задачи. Формируются ИКТ компетенции: развитие навыков работы с ПК и цифровых методов обработки информации. Вместе с детьми мы научимся не только строить, рассказывать истории, но и использовать специальное программное обеспечение.

Занимаясь вопросами инклюзивного и коррекционного образования, мы столкнулись с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью (IV год обучения) [7]. Так в нашей деятельности планируется третье направление коррекционное. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Учитывая все особенности, в коррекционной работе предлагаем использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» (конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы) [8].

Основную цель мы поставили: развитие интересов детей с особыми возможностями здоровья, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Получая первичные представления об объектах окружающего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами, выполнять простейшие обобщения [9]. Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величину, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам. При развитии элементарных математических представлений приLEGO- конструировании дети с особыми образовательными потребностями овладевают навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Знакомятся с приемами наложения и приложения, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.

Постепенно от предметно-игровых действий, переходим к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, развивается сюжетная игра, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья. LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Развитие продуктивных видов деятельности является основой для формирования познавательной деятельности, и значимо в воспитании личностных качеств детей с особыми возможностями здоровья.

Правильно подобранные и организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию, помогают выработать необходимые в жизни навыки и личностные качества.

Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников положительно скажется на формировании представлений о форме и цвете, элементарных количественных представлений, развитии речи и формировании коммуникативных способностей, сенсорном восприятии, развитии мелкой моторики пальцев рук, формировании игровой деятельности. Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов. Формируются понятия больше и меньше. Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.

В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию формируется положительное и бережное отношение к собственному и чужому труду. Развивается интерес к моделированию и конструированию. Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно. LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.

Активное вовлечение воспитанников в LEGO- конструирование обеспечит ситуацию успеха в образовательной деятельности, разовьет потенциальные возможности в обучении, расширит круг актуального развития ребенка, в том числе и с особыми возможностями здоровья. Обеспечивает социокультурную адаптацию дошкольника к условиям школьного обучения, положительное изменение поведения, развитие коммуникативной функции и интереса к образовательному процессу.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: 2011.
  3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: — 2001.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999.
  5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (4–7 лет). – М. 2016.
  6. Ветошкина Ю. А. ЛЕГО-конструирование — что это, модная игра или серьезное занятие? – 2014.
  7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003.
  8. Лусс Т.С Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: 2003. (Коррекционная педагогика).
  9. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.– СПб., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образования, возможностями здоровья, особыми возможностями здоровья, образовательной деятельности, ограниченными возможностями здоровья, стандарта дошкольного образования, образовательной среды, образовательного стандарта дошкольного, создания образовательной среды, развитие технических навыков, государственного образовательного стандарта, детском саду, федерального государственного образовательного, продукции lego, качества дошкольного образования, речевое развитие, средство создания образовательной, дошкольном образовании, LEGO конструирования, LEGO -конструкторов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос