Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 20.05.2018

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кульжик Э. А. Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14278/ (дата обращения: 16.08.2018).



В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспитания.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, город Усолье, исторические памятники Строгоновской вотчины, виды сооружений, игровые замыслы.

Преобразующие процессы в системе образования Российской Федерации требуют инновационные способы организации системы в целостном.

Особый смысл придаётся дошкольному развитию и образованию, так как в это период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Развитие мотивации обучения дошкольников и творческой познавательной деятельности являются главными задачами, которые стоят перед педагогом в условиях реализации ФГОС ДО. Решение сложных задач в первую очередь требует создания эффективных условий обучения, в связи с этим особое значение занимает конструирование [4].

Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение.

Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность, так как она развивает способность ребенка к творчеству, влияет на развитие мышления, речи.

Значение этой деятельности было подчеркнуто в учении выдающихся российских физиологов И. П. Павлова и И. М. Сеченова, которые говорили, что конструктивная деятельность влияет на развитие двигательного анализатора. Такие понятия, как пространство, форма, величина дошкольники приобретают на визуальных и кинетических ощущениях, которые исполняют важную роль в развитии интеллекта. Отмечая большую познавательную ценность деятельности рук, И. П. Павлов считал ее критерием «разрешающим иметь крайне сложные взаимоотношения с окружающими объектами».

В психологии и педагогике над проблемой формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста занимались A. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Н. Н. Поддьяков, В. В. Холмовская и др. Исследователи предлагали определенные формы организации обучения конструированию: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике обширно применяются разнообразные типы конструирования — конструкторы ЛЕГО различной конфигурации и величины, крупногабаритные модули, конструирование из бумаги, природного и бросового материала и др.

А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина в своих работах непременно связывают конструирование с игрой. Отличительной чертой игр со строительным материалом обнаруживает то, что в их начале находятся конструктивные навыки и способности, в результате они близки к творческой плодотворной человеческой деятельности. Эти игры как поясняют Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова способствуют развитию мышления, пространственного воображения.

В процессе конструирования, как объясняет Л. В. Куцакова, у дошкольников формируются обобщенные средства построения деятельности. Автором конструирование рассматривается как деятельность, в основе которой развивается общее умение по созданию целостностей всевозможного типа [1].

Конструирование является эффективным средством художественно-эстетического воспитания. В ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с постройками и сооружениями, а также понятными для осмысления произведений архитектуры, у детей формируется эстетический вкус, вызывающий эстетическое удовольствие при знакомстве с восхитительными сооружениями, воспитывается навык дорожить творческим трудом народов, любить архитектурную роскошь родного города, страны, беречь их. У детей дошкольного возраста формируется осознание уместности архитектурных решений [3].

В городе Усолье Пермского края, есть исторические памятники архитектуры Строгоновской вотчины, которые отличаются богатством архитектурных и конструктивных решений. Архитектурные строения Строгоновских идеально подходят для знакомства детей с различными видами сооружений, нацеливают детей разнообразить свои собственные постройки дополнительными элементными, знакомят с редкими способами соединения деталей, воспитывают художественно-эстетический вкус, способствуют обогащению и расширению игровых замыслов [2].

Таким образом, целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье формирует у детей познавательный мотив, творческие и конструктивные умения.

Литература:

  1. Куцакова, Л. В. Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5–6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М. МИПКРО, [2011,с. 392]
  2. Мельничук, А. Ф. Памятники археологии и архитектуры березниковско-усольского района. — Усолье, [1994,c. 71]
  3. Поддьяков, Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, [2009,c. 407]
  4. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов// Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», [2013, c. 100]
  5. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие // М.: ТЦ Сфера, [2008, c.128]
  6. Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — [С. 92, c.102]
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, усолье, конструирование, художественно-эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, ребенок, развитие мышления, произведение архитектуры, конструктивная деятельность, эффективное средство.

Ключевые слова

конструктивная деятельность, город Усолье, исторические памятники Строгоновской вотчины, виды сооружений, игровые замыслы

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная деятельность, музыкальное творчество...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно-эстетической культуры.

Роль художественно-эстетической деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая

Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

эстетическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, искусство.

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека

Художественное воспитание детей дошкольного возраста.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст... Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная деятельность, музыкальное творчество...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно-эстетической культуры.

Роль художественно-эстетической деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая

Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

эстетическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, искусство.

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека

Художественное воспитание детей дошкольного возраста.

Конструирование как способ формирования познавательного...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст... Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.

Задать вопрос