Автор: Овчинникова Надежда Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.10.2016

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова Н. В. Художественный труд в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 716-717.



Художественный труд в ДОУ

(на основе личного опыта работы)

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности

В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования

Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало ручной труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. При организации ручного труда я учитываю основные этапы творческой деятельности детей:

1 этап — возникновение замысла;

2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап — анализ результатов.

В работе с дошкольниками всегда соблюдаю следующие условия:

– занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия;

– Учитываю интересы мальчиков и девочек;

– Для придания занятиям обучающий и развивающий характер усложняю технические и изобразительные средства;

– учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

– каждая поделка всегда находит конкретное практическое применение;

Результаты продуктивной деятельности всегда получают одобрение, похвалу и рекламируются родителям, другим группам.

Работая в этом направлении применяю эффективные методы и приёмы: музыкальное сопровождение, выполнение правил по технике безопасности при работе с ножницами, показ и объяснение, использование художественного слова,, рассматривание схем выполнения последовательности работы, активизация речи детей, пальчиковая гимнастика, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы о последовательности выполнения заданий, помощь детям со стороны взрослого и ребёнка, анализ, самооценка детей.

Дети активно действуют с различными материалами: ткань, поролон, пенопласт, различные виды бумаги (обычная, гофрированная, газетная, салфетки, картон), природным материалом (шишки, хвоинки хвойных деревьев, кора, косточки фруктов и ягод и т. п.), Бросовый материал (катушки, коробочки и т. п.)

Для поддержания интереса к ручному труду, стремление к самостоятельности изготовляем такие поделки, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дошкольники не могут долго ждать результата своего труда.

При анализе работы обращаю внимание детей на аккуратность поделки, индивидуальность её. Прежде, чем приступить к выполнению поделки провожу с детьми беседы по ознакомлению со свойствами материалов, рассказываю о применении в быту этих материалов. Дети стали приносить в детский сад различные фактуры тканей, бумаг и т. д. В результате чего мы собрали целые коллекции, которые дети очень любят рассматривать и рассказывать, откуда появились эти чудесные материалы. Все поделки фотографируем и собираем в альбом.

Все поделки, выполненные руками детей «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором, оформлена приёмная, подарены другим группам, т. е. все поделки оценили и берегут с благодарностью к детям. Дети это видят и стремятся к другим успехам, у них рождаются новые фантастические идеи, желание сделать приятное для других. А в результате у детей складывается система определённых навыков, знаний и умений для изготовления поделок.

Моим детям нравится работать с бумагой. Они освоили такие действия кака: сгибание, вырезывание, разрывание и обрывание, склеивание. С помощью экспериментирования с бумагой дети узнали, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски. Дети сами пришли к выводу, что с ней можно действовать по — разному. Каждый раз, используя бумагу разного качества, дети испытывали большее напряжение или меньшее, что положительно сказывалось на развитии мелкой моторики рук. Дидактические игры «Что шуршит?», Угадай на ощупь и т. д. помогали развивать у детей слуховое внимание.

Большое внимание я всегда уделяла оценки детской деятельности, учила детей видеть, что получилось хорошо, а что не очень. А самое главное — почему, чему ещё надо научиться. Обращала внимание детей на оригинальность идеи, необычного способа. У нас в группе родилась традиция — украшать зал к праздникам. А это очень ответственно и мои подопечные с этой задачей всегда справлялись хорошо, получали одобрение взрослых и слова благодарности. Я думаю, что эта сторона воспитания поможет детям в школе быть бережливыми к имуществу в школе и дома.

Все материалы сосредоточены в уголке труда. Они всегда доступны и безопасны для детей. Совместно с детьми, родителями мы пополняли наш волшебный уголок.

Конечно, без родителей таких успехов невозможно достичь. Родители моих воспитанников всегда были активными участниками к праздникам, совместно изготавливали декорации, детали к костюмам, совместные творческие выставки. Я считаю, что главное — у детей появился интерес, желание, создан эмоциональный настрой, дети стали понимать, что в любой деятельности надо приложить старание, терпение и тогда получишь удовлетворение, высокую оценку друзей и взрослых. Помощь родителей помогла детям не бросать работу недоделанной, когда встречались трудности.

В результате дети стали раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, более коммуникабельными. Дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. При изготовлении поделок используют знания о материалах, которые помогают им создавать прочные и красивые поделки для использования их в игре и длительной сохранности. Мои выпускники готовы к обучению в школе. Я уверена, что они будут активными участниками творческих выставок.

Основные термины (генерируются автоматически): ручной труд, этапе завершения дошкольного, дошкольного образования, завершения дошкольного образования, внимание детей, детей старшего дошкольного, активными участниками, выполнению поделки, ручному труду, творческой деятельности детей, аккуратность поделки, различными материалами, детей слуховое внимание, красивые поделки, активизация речи детей, начало ручной труд, практическая деятельность детей, руками детей «живут», Художественный ручной труд, Концепции модернизации дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос