Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 16.03.2018

Статья просмотрена: 2763 раза

Библиографическое описание:

Кубайчук, Н. П. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3216/ (дата обращения: 19.04.2024).



В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

«Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель.

«Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Дошкольное детство — прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. А с каким интересом дети рисуют с помощью пластилина. Нетрадиционная техника рисования — пластилинография очень нравится дошкольникам. Технология доступна и понятна ребенку. С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом.

Наблюдая за детьми, я отметила, что рисуя пластилином, дети отвлекаются от грустных событий, обид, становятся более расслабленными, радуются результатам своего труда. А если вдруг что-то не получается, стараются преодолевать трудности, начинают сначала. У ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Но навыки и умения детей в изобразительной деятельности конечно же складываются в результате систематических занятий.

Поэтому у меня возникла идея организовать кружок дополнительного образования «Пластилинография». За основу я взяла опыт работы Г. Н. Давыдовой по художественно — изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия планировались 1 раз в неделю, старшая группа — 25 минут, подготовительная -30 минут. В состав группы входило 10 человек.

Почему и я выбрала именно старший дошкольный возраст? Дело в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют уже значительные знания об окружающем мире, обладают необходимыми знаниями и навыками в работе с пластилином. Поэтому они более свободны в творчестве. Нужно просто предоставить ребенку необходимый материал. Умение изображать с помощью пластилина приходит с умением видеть, анализировать образ, выделять главное.

Каждое наше занятие — это новый шаг в познании окружающего мира. Будь это мир природы или предметный мир.

И мы начинаем играть. Мы представляем себя моряками, которые имеют свой собственный корабль, прислушиваемся к звукам моря, смешиваем цвета пластилина, изображая морской рассвет или закат. Структура занятий может быть гибкой и изменятся от целей и задач, но включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части используются разные приемы: художественное слово, обыгрывание персонажей, создание проблемной ситуации. В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют работу

Во время выполнения работы используется музыкальные и поэтические образы, которые способствуют художественно- творческой активности.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог работы, оценивается результат. Все работы индивидуальны и каждая имеет свою изюминку. Дети вносят в свои работы что — то новое, дополняют их, декорируют новыми элементами. В доступе у них имеется природный и бросовый материал.

Занимаясь с детьми пластилинографией в течении двух лет, я отметила, что коллективная художественная деятельность формирует мотивацию к творчеству, дети общими усилиями решают творческую задачу. Это помогает скорректировать межличностные отношения. Совместное творчество сближает детей, они учатся помогать друг другу, у них развивается культура общения и отношения между ними становятся более теплыми.

В МДОУ в течении года проходят тематические выставки, в которых дети принимают активное участие.

«Осень золотая в гости к нам пришла»

«Рождественская сказка»

«8 марта»

«23 февраля».

Также организовывались персональные выставки детей, которые и дома продолжали рисовать пластилином. В своих работах они воплощают свои сны, сказки, окружающий мир. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.

C:\Users\Home\Desktop\DSC08783.JPG

Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование.

Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее со взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.

C:\Users\Home\Desktop\DSC08692.JPGC:\Users\Home\Desktop\DSC08289.JPG

Я отметила следующие результаты: Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике в течении двух лет.

Результаты педагогической деятельности показывают:

– У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».

– В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

– Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

– У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

– Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

– Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Дети добились значительных результатов на уровне МДОУ:

Имеют грамоты победителей конкурса творческих работ «Весеннее настроение» 2017 г

Грамота 2 место за коллективную работу «Зима» в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»;2016

Грамота 1 место в конкурсе творческих работ «Зимняя сказка»; 2017г, победители конкурса — выставки творческих работ «Верою и правдою служу России» 2017 г

Международный уровень:

Диплом победителя 1 Международного экологического конкурса детских творческих работ «ЭКО 2016. Моя планета» «Я любуюсь тобой, зима». Работа опубликована в онлайн — галерее «Шантарам»

Имеется участие в конкурсе исследовательских работ на базе НОШ п.Харп «Чудесный пластилин» март 2016г.

Всероссийский уровень

Диплом лауреата 3 степени во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается», «Маша на границе» 2017 г.

2 место Всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Защитникам Отечества посвящается». Работа «Моряки встречают рассвет» 2016 г

1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Свидание» в номинации декоративно-прикладное творчество. 2016 г

1 место в творческом конкурсе «Талантоха», работа «Снегурочка» 2017 г

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. — М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2013. — 72 с.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.-М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2015. — 88 с.
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография -2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2015.- 96 с.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом.- СПб.: Детство — пресс, 1999
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.:Просвещение, 1991
  6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ;СПб:Сова, 2006
  7. Ткаченко Т. А. Речь и моторика.- Эксмо, 2007
  8. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. — Вып.3\Авт.- сост.Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, окружающий мир, пластилиновая живопись, старший дошкольный возраст, Всероссийский конкурс, дошкольный возраст, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

ребенок, изобразительная деятельность, развитие речи, соленый тест, развитие, лепка, дошкольный возраст, рука, изобразительное творчество, детский сад.

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель, гуашь, оттиск.

Здесь мы средь сказочных героев. Мы те, кто защитить должны. Их мир от горя и войны. Рисуют дети на стекле.

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18]. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты...

ТРИЗ — технологии в изобразительной деятельности старших...

Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность.

На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология, как раз и позволяет обучать детей под девизом...

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль...

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле». Протащик Марина Михайловна, старший воспитатель.

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения — одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике есть фундаментальные теоретические работы Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной...

Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

ребенок, изобразительная деятельность, развитие речи, соленый тест, развитие, лепка, дошкольный возраст, рука, изобразительное творчество, детский сад.

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем...

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель, гуашь, оттиск.

Здесь мы средь сказочных героев. Мы те, кто защитить должны. Их мир от горя и войны. Рисуют дети на стекле.

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18]. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты...

ТРИЗ — технологии в изобразительной деятельности старших...

Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность.

На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология, как раз и позволяет обучать детей под девизом...

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль...

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле». Протащик Марина Михайловна, старший воспитатель.

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения — одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике есть фундаментальные теоретические работы Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной...

Задать вопрос