Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 03.04.2018

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Якуничева, Е. Н. Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования / Е. Н. Якуничева, К. А. Якуничева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14084/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье представлены результаты исследования размещения основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационно-образовательная среда, веб-ресурс.

В докладе «Мониторинг дополнительного профессионального образования в России», опубликованного специалистами Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), среди факторов, по которым в течение последних пяти лет работающие россияне различного возраста, желавшие получить дополнительное профессиональное образование (ДПО) и не сделавшие этого, в отдельную группу причин выделена недостаточная информированность населения. Первоисточником этих причин указывается отсутствие информации о надежных источниках ДПО. Доля людей, не получавших ДПО именно по этим причинам, составляет около 22 % среди опрошенных [1].

Согласно исследованиям, проведенным национальным исследовательским институтом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), по мнению организаторов курсов, привлечение и информирование слушателей посредством размещения информации на сайте учебного заведения идет на третьем месте в рейтинге самых эффективных способов (около 56,4 %), после прямых договоров с работодателями, а также заказов департамента труда и занятости. При этом, размещают информацию на своих сайтах подавляющее большинство опрошенных — 87 %, а повышение количества слушателей за последние три года отмечают в 53 % организаций [2].

Поэтому необходимо более внимательно относится к проблеме формирования информационно-образовательной среды ДПО (ИОС ДПО), особенно в той ее части, которая связана с размещением информации на соответствующих веб-сайтах.

Целью проведения данного исследования было выявление основных компонентов веб-ресурсов ИОС ДПО. Все основные элементы веб-сайтов были разделены на три категории: информационные, функциональные, юзабилити.

Информационные элементы можно определить как всю информацию или контент, который есть в распоряжении учреждения ДПО и включающий в себя все сведения о курсах, которые могут быть потенциально интересны обучающемуся.

Для выявления наиболее часто встречающихся элементов сетевых ресурсов ИОС ДПО было проведено исследование порядка 50ти сайтов (из них около 30 зарубежных и около 20 российских источников).

В результате анализа было выяснено, что чаще всего ресурсы выполняют роль исключительно информирования о содержании программы курсов, преподавателях, сроках и ценах. На зарубежных ресурсах часто на странице курса дается огромный перечень информации (широко используется формат ответов на вопросы в отдельных пунктах выпадающего списка, пример которого представлен на рис. 1), которая может понадобиться пользователю, от требований к обучающемуся до выходных документов и дальнейшего карьерного роста. Взаимодействие пользователя с сайтом чаще всего ограничивается заполнением и отправкой формы обратной связи или формы подачи заявки.

Рис. 1. Полная информация по курсу, представленная в формате ответов на вопросы

Однако, в некоторых случаях, отдельные дисциплины можно добавлять в корзину и оплачивать их онлайн (например, сайт университета Stanford, пример представлен на рис. 2).

Рис. 2. Корзина с выбранными дисциплинами на сайте университета Stanford

Немаловажным является предоставление возможности формирования потенциальным слушателем своего набора дисциплин в рамках выбранного курса. Это часто обосновано ограниченным количеством времени, которое может быть выделено на обучение, а также желанием получить определенные практические навыки. Эта возможность, в основном, присутствует на зарубежных веб-ресурсах, при этом она не влияет на конечную сумму оплаты.

Ещё один информационный элемент — краткая информация о курсе. Она часто представляется как отдельным блоком с ключевыми пунктами в стороне от основного блока со всей информацией, пример представлен на рис. 3, так и встраивается в основной блок, но с заметным пользователю оформлением (например, с помощью цвета или размера шрифта).

C:\Users\maru\Desktop\summary.JPG

Рис. 3. Краткая информация о курсе на сайте университета Oxford

Отдельно хотелось бы отметить некоторые элементы, представленные на сайте «Высшая школа Стилистики»:

– в кратком содержании указывается соотношение теоретических и практических занятий. Эта информация крайне важна для обучающихся, рассматривающих курсы с целью получить достаточную степень именно практических навыков. Пример представлен на рис. 4.

– варианты прохождения курса. Несомненно, наличие подобной информации зависит от обучающего учреждения, так как, например, статус вольного слушателя можно получить не во всех, но при наличии, например, дистанционного варианта прохождения курса, было бы полезно сразу же упоминать это на странице.

Рис. 4. Указание соотношения теоретических и практических занятий

Редко встречается такой элемент, как информация о курсах схожей тематики или по связанным сферам, а также ссылок на статьи о профессиях этой области.

Функциональные элементы представляют собой любые средства взаимодействия с информацией, например, различные сортировки и поиск, калькулятор стоимости и прочие. Однако, калькулятор стоимости курсов представляется на сайтах нечасто по причине того, что курсы обычно не предполагают гибкого изменения состава дисциплин или учета влияния других факторов. Например, калькулятор на сайте Central Pensylvania Institute имеет информационную сноску о том, что расчет приблизителен и основывается на фактических ценах, которые обучающиеся платили за прошлый год. Иногда в отдельных разделах предоставляется информация о скидках, как временных, для ближайших курсов, так и постоянных, например, при условии оплаты за весь курс сразу.

Заключение

Проведённый нами анализ различных источников показал, что помимо часто встречающихся компонентов, ставших уже традиционными, при построении веб-ресурсов ИОС ДПО необходимо обратить внимание и на те элементы, которые помогут слушателю найти и выбрать наиболее подходящую программу курсов для его дополнительного профессионального обучения.

Литература:

  1. Авраамова, Е. М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России / Е. М. Авраамова, А. В. Каравай, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов. — М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 96 с.
  2. Озерова, О. К. Проблемы развития дополнительного профессионального образования. Информационный бюллетень № 7 (70) / О. К. Озерова, Д. Р. Бородина — М., НИУ ВШЭ, 2013.– 40 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, информационно-образовательная среда, курс, сайт университета, информация, краткая информация, основной блок, основной компонент веб-ресурсов, размещение информации, формат ответов.

Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Библиографическое описание: Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды

Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) называется продукт, имеющий электронный формат представления, который...

Сложности разработки типового решения единой...

Полезная информация. Спецвыпуски.

веб-сайт университета. информационно-аналитическая система.

веб-сайт диссертационного совета. электронные образовательные ресурсы.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов...

Разработка информационного web-портала | Статья в сборнике...

И основной целью нашей работы будет создание единой и доступной информационно-образовательной среды для студентов.

При разработке сайта основное внимание уделяется проектированию веб-ресурса.

Якуничева Елена Николаевна — Информация об авторе

Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ

− фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной...

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Размещение электронной версии — 22 июля.

Посетите сайты наших проектов. Отзывы наших авторов.

Уважаемая Олеся Анатольевна! Спасибо за информацию об электронной версии журнала!

Статьи по ключевому слову "информационно-образовательная..."

Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования. Посетите сайты наших проектов.

Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Библиографическое описание: Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды

Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) называется продукт, имеющий электронный формат представления, который...

Сложности разработки типового решения единой...

Полезная информация. Спецвыпуски.

веб-сайт университета. информационно-аналитическая система.

веб-сайт диссертационного совета. электронные образовательные ресурсы.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов...

Разработка информационного web-портала | Статья в сборнике...

И основной целью нашей работы будет создание единой и доступной информационно-образовательной среды для студентов.

При разработке сайта основное внимание уделяется проектированию веб-ресурса.

Якуничева Елена Николаевна — Информация об авторе

Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ

− фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной...

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Размещение электронной версии — 22 июля.

Посетите сайты наших проектов. Отзывы наших авторов.

Уважаемая Олеся Анатольевна! Спасибо за информацию об электронной версии журнала!

Статьи по ключевому слову "информационно-образовательная..."

Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования. Посетите сайты наших проектов.