Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Богданенко Д. А. Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/189/47903/ (дата обращения: 20.10.2018).



Ключевые слова: ЕИОС, разработка, проблематика, вуз

В работе рассмотрена проблематика разработки типового решения для единой информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. В рамках данной работы система которая выполняет цели единой информационной образовательной среды определятся как единая информационно-образовательную система (ЕИОС). Несмотря на то, что аббревиатуры обоих понятий полностью идентичны, в данной статье любое употребление аббревиатуры ЕИОС указывает на понятие системы, а не среды.

Как известно в Российской Федерации тема информатизации зачастую поднимается очень резко и неожиданно для всех её граждан, а также компаний, работающих на её территории. В 2013 году была разработана концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, чья цель — это «обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья». Однако нигде в пространстве сети Интернет не удастся найти документа, который бы описывал требования к разработке систем, которые выполняли бы подобные цели, поэтому стоит предположить, что разработка систем для единой информационной образовательной среды полностью лежит на образовательных учреждениях.

Сперва стоит определиться с тем, что такое ЕИОС? ЕИОС — это единая образовательная информационная система высшего учебного заведения, являющаяся совокупностью информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для организации опосредованного взаимодействия обучающихся Университета с профессорско-преподавательским, учебно-вспомогательным и административным персоналом. Таким образом ЕИОС полностью может реализовать цели и задачи, предписанные концепцией развития единой информационной образовательной среды.

Более конкретно, цель функционирования ЕИОС — это обеспечение возможности удалённого доступа к информационным и образовательным ресурсам университета и обеспечение информационной открытости университета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, типовое решение ЕИОС для ВУЗов со своей стороны является некоторым шаблоном, которого рекомендуется придерживаться при разработке ЕИОС ВУЗа, с другой стороны, данный макет не является обязательным, однако приверженность данному шаблону гарантирует простую интеграцию ЕИОС ВУЗа и её дальнейшее развитие в общем образовательном пространстве страны.

Типовое решение позволит привести

Не так давно, в одном из высших учебных заведений Москвы был составлен документ, в котором утверждались элементы подобной системы, вот некоторые из них:

  1. электронные информационные ресурсы
    1. веб-сайт университета
    2. информационно-аналитическая система
    3. веб-сайт приёмной комиссии
    4. веб-сайт диссертационного совета
  2. электронные образовательные ресурсы
    1. электронные библиотечные системы
    2. справочно-правовые системы
  3. личные кабинеты студентов

Как уже было ранее сказано, список неполный, однако приводить полный список не нужно, поскольку речь в данной статье идёт о типовом решении не для одного конкретного ВУЗа, а для всех ВУЗов страны. Если проводить аналогии, то ВУЗ по своей сути является независимой организацией со своей структурой и иерархией в управлении и отделах, что прямым образом сказывается на архитектуре информационной системы. При этом, стоит отметить, что у каждого разработчика, а ВУЗ можно отнести и к разработчику, есть своё понимание того какой должна быть архитектура ЕИОС ВУЗа, что соответственно может дать коллизии при интеграции в общее образовательное пространство, слова о котором достаточно оправданы: уже существует множество систем для электронных дневников для учащихся начальных и средних учебных заведений, а поэтому вполне реальной выглядит идея объединения всех ВУЗов страны в некую общую образовательную среду, о возможностях которой остаётся только догадываться.

Разница в архитектуре ЕИОС ВУЗов может привести к увеличению времени на интеграцию в общее образовательно пространство и дальнейшее её развитие, и, следовательно, существует серьёзная необходимость в разработке общего типового решения, что, однако не является простой, а достаточно сложной многоступенчатой задачей.

Для разработки типового решения необходимо взять на рассмотрение уже готовые примеры и выделить общие составляющие этих систем. После чего создать такое решение, которое бы рекомендовалось для использования во всех ВУЗах страны. Однако, не стоит забывать, что у каждого ВУЗа уже может быть создана своя информационная система и так просто её рушить будет нецелесообразно и неэффективно, требуя её замещения на типовое решение. Поэтому, последнее должно представлять собой достаточно гибкое решение, чтобы его можно было настроить по своим потребностям при минимальных трудозатратах, что включает:

  1. переопределение API;
  2. переопределение наименования используемых таблиц в базах данных;
  3. внедрение собственных изменений в код, которые не нарушают работоспособности системы.

В общем это можно описать другими словами следующим образом: система должна быть конфигурируемой. Типовое решение ЕИОС должно позволить настроить себя под определённый ВУЗ.

Типовое решение должно также учитывать если не все, то большинство из возможных потребностей, которые могут возникнуть у студенческого и педагогического состава высших учебных заведений. Это очень важно, ведь предоставить функционал, в котором нет и половины того что нужно ВУЗу приведёт к тому, что система окажется никому не нужной и неэффективной к использованию, однако типовое решение не обязано удовлетворить всех и вся, оно предоставляет обобщённый функционал, который нужен всем ВУЗам в рамках ЕИОС, остальное каждый ВУЗ должен иметь возможность доработать самостоятельно.

На основании всего выше сказанного можно сделать следующий список проблем, которые необходимо учесть при разработке типового решения ЕИОС ВУЗа:

  1. учёт всех или большинства потребностей целевой сферы — сферы образования;
  2. применение лучших практик по обеспечению безопасности данных в рамках системы, которые в то же время соответствовали государственным стандартам;
  3. конфигурируемость системы или возможность настройки под ВУЗ;
  4. документация;

Кроме того, различные ВУЗы имеют различную техническую базу, а также могут не иметь соответствующих специалистов, а потому типовое решение должно быть универсальным в плане возможности работы на любом оборудовании и кроме того, типовое решение должно быть простым и понятным в развёртывании.

Подводя итог всей статьи стоит отметить, что разработка типового решения ЕИОС для ВУЗов является достаточно трудоёмкой задачей, однако, если подойти к этой задаче с правильной точки зрения, то создав один раз стойкую, безопасную и достаточно гибкую систему, которую можно использовать во всех учебных заведения, то сразу же можно проследить выгоду от разработки подобного решения. Говоря о самой ЕИОС, то от неё получают преимущества как студенты, так и сами ВУЗы. Лучшее взаимодействие между студентами и администрацией университета благополучно сказывается на развитии как самих студентов, так и на развитии университета. Кроме того, ЕИОС предоставляет широкие возможности по увеличению эффективности траты времени на решение множества организационных вопросов внутри ВУЗа. Как пример если ранее все вопросы решались звонком в тот или иной отдел, то в рамках ЕИОС вполне можно было бы разработать систему обработки заявок, таким образом, вместо занимающих по несколько минут звонков было бы достаточно за 2–3 минуты создать заявку, которую тут же приняли на исполнение, что также может положительно сказаться на всё ещё высокий уровень бумажного документооборота в образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Гузеев, А. (2017). Положение об электронной информационно-образовательной среде.
  2. КОНЦЕПЦИЯ развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. (2013). Российская Федерация.
Основные термины (генерируются автоматически): типовое решение, ВУЗ, единая информационная образовательная среда, ВУЗ страны, система, Российская Федерация, общее образовательное пространство, информационная система, высшее учебное заведение, API.


Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

информационное образовательное пространство, информационная профессиональная культура, вуз, единое информационно-образовательное пространство, высшее учебное заведение...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения предполагает наличие определенной инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет собственный...

Единое информационно-образовательное пространство...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Автоматизированная информационная система «Университет»

Автоматизированная информационная система (АИС)«Университет» предназначена для автоматизации наиболее значимых рабочих процессов высшего учебного заведения.

Стратегия развития высшего учебного заведения...

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Что такое информационная образовательная среда школы? На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы...

Безопасная информационная образовательная среда вуза...

В конце XX века под влиянием активного роста средств информатизации, модернизации информационной инфраструктуры общества в целом и различных государственных и общественных институтов, в системе образования стало складываться представление о том...

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа. None.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

информационное образовательное пространство, информационная профессиональная культура, вуз, единое информационно-образовательное пространство, высшее учебное заведение...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения предполагает наличие определенной инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет собственный...

Единое информационно-образовательное пространство...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Автоматизированная информационная система «Университет»

Автоматизированная информационная система (АИС)«Университет» предназначена для автоматизации наиболее значимых рабочих процессов высшего учебного заведения.

Стратегия развития высшего учебного заведения...

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Что такое информационная образовательная среда школы? На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы...

Безопасная информационная образовательная среда вуза...

В конце XX века под влиянием активного роста средств информатизации, модернизации информационной инфраструктуры общества в целом и различных государственных и общественных институтов, в системе образования стало складываться представление о том...

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа. None.

Задать вопрос