Школа радости, или Урок на 11 из 10
Автор: Некрасова Мария Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.03.2018
Статья просмотрена: 189 раз
Библиографическое описание:
Некрасова, М. В. Школа радости, или Урок на 11 из 10 / М. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 82-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13981/ (дата обращения: 16.12.2024).
Детство — школа, в которой учат читать, писать, считать, находить реки и города на карте. Но если не станет детство школой радости, школой счастья, то к чему все другие науки?
С. Соловейчик, «Педагогика для всех»
Скажите, много ли ярких уроков вы помните из своего школьного детства? А учебный материал, который при этом давался? Один, пять, ни одного? Лично я могу рассказать о трех памятных моментах.
Урок английского языка, 5 класс, и слово umbrella — заменяющая учительница изображала себя, ходящей под дождем с зонтом в руках. Урок истории, 6 класс и фраза «вассал моего вассала не мой вассал». Еще один урок истории, снова учитель по замене, вот только о чем шла речь, не помню.
Наверно, стоит сказать об уроках литературы в 11-м классе — урок по современной поэзии, на которой говорили о творчестве В. Цоя, или урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», или произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба» и другие. Но здесь те, кто не учился у этого педагога, могут обвинить меня в субъективности, потому что вела эти уроки моя мама.
По каждому такому уроку я могу воспроизвести в памяти кабинет, одежду учителя, мое месторасположение и эмоциональное состояние, сказать, в какое время года это происходило.
Это были необычные уроки, необычные учителя. В чем была их необычность? Наверно, в том, что они выбивались из ровного ряда «правильных» учителей. Своей увлеченностью, отсутствием рамок, энергией горения — одним словом, энтузиазмом.
Кстати, я не помню ни одного урока русского языка от мамы. Может быть, потому, что сама она не раз признавалась в своей любви к литературе и ровным отношением к «сухому» русскому языку, как учебному предмету. О совершенстве русского языка она могла неподражаемо говорить на уроках литературы, подарив возможность научиться смаковать языковые нюансы. А вот орфограммы, точки-запятые-двоеточие — это…ну раз надо, так надо. И раз уж зашла речь о грамотности, то мама всегда говорила, что есть два пути писать без ошибок — выучить все правила или много читать. А еще лучше — много читать и немного интересоваться правилами.
Но вернемся к урокам на 11 из 10, а точнее к учителям-энтузиастам, создающим такие уроки. Дэйв Берджес в книге «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными» пишет: «Между учителем, полным энтузиазма, но слабо владеющим методологией, и гениальным стратегом, который работает „от звонка до звонка“, я, безусловно, выберу первого. Учитель-энтузиаст может выучить методологию и стратегию, но зажечь огонь в сердце перегоревшего учителя практически невозможно».
Он же выделяет три образовательных круга в учебно-воспитательном процессе, которые полностью совпадают с тем, из чего проистекает ценность для клиента в коучинге. [Источник: http://library.proc0aching.com/]
Тут, наверно, можно начать в себе сомневаться. Где Звёзды, а где мы? Чтобы преподавать, как Амонашвили, надо быть Амонашвили. И не каждый готов нарядиться в костюм рыцаря на урок по Средневековью — и морально и материально. Так что же делать — уходить из школы по профнепригодности, чтобы остановить череду скучных однотипных уроков, о которых на завтра ни вы, ни дети не вспомните? Ни в коем случае!!!
Во-первых, вспомнить, что вы — уникальная личность, несущая свои ценности и убеждения детям. Вы прекрасны в своей неповторимости и с вами все в порядке, так же как и с Амонашвили.
Во-вторых, у вас есть все для достижения поставленных целей. Применительно к текущему разговору, цель — стать Учителем-Волшебником или осознать, что уже каждый ваш урок — это маленькая счастливая жизнь.
В-третьих, даже если сейчас что-то не получается, то рано или поздно получится, ибо изменения неизбежны. Вопрос лишь в том, запустите ли вы эти изменения по собственной воле и желанию, или жизнь запустит их в добровольно-принудительном порядке, применив порой очень болезненные «волшебные пендели».
В-четвёртых, даже если сейчас вы скажете, что «и так сойдёт», я не хочу ничего менять — то это же хорошо! Значит, вас всё устраивает, и вы счастливы в той мере, в какой позволяете себе быть счастливыми. И на данный момент, как и в любой другой, вы сделаете свой наилучший выбор из всех возможных.
И последнее, но не менее значимое, всё и всегда совершается во благо. Если какой-то ребенок раз от разу выбивает вас из колеи, разрушает ваши начинания, «портит» сказку, выступая в роли злого гения… Присмотритесь, какие бреши в вашей учительской коуч-позиции он при этом обнажает. И от всей души поблагодарите этого ученика, потому что своими действиями он открывает вам ваши зоны роста, способствует вашему совершенствованию, которому, как известно, нет предела, и которое неизбежно (см. п. 3).
И пусть звезда Милтона Эриксона всегда ярко горит у вас внутри.
Приведу пример из личной практики — при начале работы с американскими детьми в математической школе я столкнулась с отсутствием одной заранее встроенной в российских детей опции — уважением к учителю. Дети в Америки могут легко себе позволить различные высказывания в адрес учителя, вплоть до насмешек. И первые месяцы меня усердно «пробивали» передразниванием из-за отсутствия правильного произношения и правильной речи — всегда находился один ребенок, которому было в удовольствие заработать «дополнительные очки» за счет учителя. Сериал «Понаехали тут» продолжался из урока в урок, и с каждым днем я все больше теряла уверенность в себе. Меньше веры в себя, меньше уважения со стороны класса, еще меньше веры в себя. Круг замыкался.
В какой-то момент я поняла, что или нужно уходить из школы, или кардинально менять отношение к происходящему. Как подтверждение натолкнулась на фразу, что одна из самых опасных вещей — неверие в себя и уныние. Вспомнив, что я еще вроде как и коуч, быстренько проработала этот вопрос — где хочу оказаться, где сейчас и что нужно сделать для того, чтобы достичь желаемого.
Сейчас у меня вообще не возникает это проблемы. Точнее, жизнь больше не ставить передо мной решение этой задачи. «То, что вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет вами». «Невежливые смельчаки» ставятся на место взглядом или специальной фразой, а в основном мы дружно смеемся, когда они начинают учить меня правильному произношению. Как говорится, ляпаяешь — ляпай уверенно; ошибся — настаивай, что так и было задумано. Особенно весело было с теоремой Пифагора — Pythagorean (|paɪˌθæɡʌˈriːən|) theorem. Чтобы прочувствовать всю глубину, рекомендую послушать, как это произносится. Так вот, дети прямо на уроке начали друг друга исправлять и доказывать, как правильнее, и на какие нюансы надо обратить внимание (это не было новым материалом, и сама теорема была пройдена ранее с другим учителем). В итоге одна девочка сорвалась, воскликнув от всей души «stupid name»… Да простит нас всех Пифагор, никто из благодарных потомков не желает ему зла. Итог — 5 минут веселого смеха в середине полуторачасового занятия, и ребята даже не поняли, когда урок закончился. Для них он пролетел, как одно веселое мгновение, а не как скучный урок геометрии.
Так что мой несовершенный американский английский не способен больше испортить урок. Скорее, это стало шикарным инструментом для разрядки перенапряжения в умах учеников.
Итак, как только вы разобрались со своими внутренними тараканами, разогнали всех по полкам и верите в себя и себе, можно смело лепить самый лучший урок. Как сказал Хайвел Робертс, педагог и автор книги «Ой!»: «Мы хороши лишь настолько, насколько хорош был наш последний урок и то влияние, которое мы оказали на учеников». Так пусть каждый наш урок будет, как последний, — самый лучший и запоминающийся.
А сделать это очень легко. Достаточно идти по Стреле, правильно укладывая ее в Четыре Этапа любого проекта.
Это стрела:
А это этапы:
Теперь все по порядку.
Начинается урок с организационного момента. И это не проверка наличия учебных пособий на партах и позы «готов к уроку» — все это должно быть сделано до.
Организационный момент — это установление раппорта с учениками. И как без раппорта не состоится ни одна коуч-сессия, так без него не случится ни одно занятие. Нет, урок, конечно, пройдет, вот только что был он, что не был — всё равно. Раппорт — это взаимное доверие, со-настройка учителя с классом. Это присказка к сказке, когда вы отсекаете все лишнее, расчищаете умы детей, убирая из голов все тяжкие думы. Вы создаете момент присутствия «здесь и сейчас», когда ребенок осознает, где он находится и какой у него сейчас урок.
Самый быстрый и легкий способ создания раппорта — посмеяться (короткий шутливый диалог), или поговорить о чем-нибудь приятном и хорошем для всех.
Но это если все присутствующие в «ровном» состоянии. Если до урока произошло что-то, и дети продолжают «вариться» в произошедшем, то пока вы не разберете и они это не отпустят, настоящий урок не начнется. Бывало, 15–20 минут от урока у меня уходило на то, чтобы разгрести «Авгиевы конюшни», и настроить класс на рабочую волну. И это ничуть не мешало за оставшиеся 25 минут продуктивной работы усвоить весь учебный материал.
Поэтому раппорт, расчистка полигона, и только после этого погружение в учебный процесс.
Следующий этап — Вдохновение или Повторение (в поурочных разработках). Странно, что вдохновение и повторение — это одно и то же, да? Все зависит от того, как провести этот этап. И тут второй лайфхак, «хитрость жизни», вам в подарок. Все повторение должно проходить в зоне актуального развития каждого конкретного ребенка. Внимание! Не класса, а отдельного ребенка.
В идеале, если это будет динамичный блиц-опрос, с вопросами от самых простых к сложным. И спрашиваете вы конкретно тех, кто гарантированно вам ответит на этот вопрос. Если не смог — не беда, пусть ответит с пояснениями другой, но задайте еще один вопрос не ответившему ранее. Каждый — повторяю, каждый — должен ответить правильно и получить свою «пилюлю» успеха и уверенности в себе. Фиксировать можно разными способами — или плюсами на доске, или раздачей одинаковых «бумажек». Таким образом вы включаете всех и каждого в общий учебный поток, нет оставшихся за бортом. Вы создаете ощущение «я знаю» и «я понимаю» все происходящее. Да, это ощущение немного иллюзорное, но благодаря скорости и драйву ребенок не успевает зафиксировать «ой, а вот на этот вопрос я бы не ответил». В данный момент он находится на одном уровне со всеми, а значит, вы исключаете губительное чувство неуверенности в себе. Он потом доразберется, догонит и допоймет, с вашей помощью или без, но сейчас он должен быть в одной со всеми лодке.
Если соотнести с лестницей компетенций, то весь этот этап Вдохновения-Повторения должен проходить на ступеньке Мастерства — «Это же так просто!».
Внимание! Не позволяйте детям допустить мысль, что происходящее халявный фарс, и учеба «для маленьких». В этом вам поможет динамичность и комментарии из разряда: «Это был не самый легкий вопрос — ты справился!», «Обратите внимание, ребята, как полный ответ!», «Невероятно, ты помнишь этот нюанс, о котором мы говорили на прошлом уроке!» и т. д. и т. п. В общем, здесь не грех немного пошельмовать, но делать это искренне и убежденно. Таким образом, вы ставите всех детей на единую высокую планку, на трамплин для уверенного и спокойного прыжка в воды основного материала.
Следующий этап — освоение нового материала или более глубокая проработка ранее пройденного. Работа идет в зоне потенциального развития. И идет она тоже от простого к сложному. Впрочем, это и так известно каждому учителю.
Фиксируйте правильные ответы с помощью плюсов на доске, или раздачей карточек. А за нарушение дисциплины можно стирать плюсы, ставить минусы, забирать карточки. Здесь же можно устроить командную работу, и каждый правильный ответ пойдет зачетом каждому в команде. За выкрики с места баллы на начисляются. Так вы будете легко и непринужденно поддерживать рабочую обстановку. И да, это работает и со старшими классами. Проверено на своих уроках.
Здесь еще один, третий, трюк или лайфхак вам в помощь, чтобы урок прошел легко, комфортно и радостно. ВАКушки — VAK- Visual/Auditory/Kinesthetic. ВАК-ушки основаны на включение всех типов эмоциональной памяти. Это физкультминутка, отдых, расслабление, но в то же время это мега продуктивный учебный процесс. Здесь соединяются физические упражнения — жесты, помогающие запомнить информацию на уровне ассоциаций, аудиальный канал — проговаривание или пропевание хором, визуальность — ученики видят друг друга и можно еще добавить образов-картинок. А еще это очень весело и задорно.
Примеры ВАКушек. По математике: если я называю/вытаскиваю из мешка четное число, вы подпрыгиваете, 2 раза хлопаете в ладоши и хором говорите «четное»; если нечетное число, то приседаете и хором говорите «нечетное». По русскому языку: ВАКушку по падежам можно посмотреть в Интернете https://www.youtube.com/watch?v=z3vIJpo12lA. По английскому языку: пропевание фраз с характерными жестами. Окружающий мир: если назову домашнее животное, то вы замираете, если дикое — прыгаете и рычите.
Вы можете создавать ВАКушки вместе с детьми, — в интернете много роликов, где дети «поют» в стиле рэп штаты США, таблицу умножения и т. д. Можете создавать их сами — ничто не ограничивает вашу фантазию и творчество. Здесь происходит удивительная вещь — дети веселятся и отдыхают, но даже не понимают, что в этот момент самым активным образом они учатся.
Внимание! ВАКушки необходимо запускать ДО момента, когда дети почувствуют первые признаки усталости. И здесь лучше перебдеть, чем не добдеть. Вы можете запустить несколько ВАКушек за урок, это займет 2–3 минуты. Так как ВАКушки повторяются раз от раза, то в какой-то момент дети могут их проводить сами.
Со старшими это тоже работает. И приведенный выше пример с теоремой Пифагора тоже является ВАКушкой, пусть и без кинестетики. Поверьте мне, дети навсегда запомнят и саму теорему и как она правильно произносится. И больше не будут говорить, что это теорема .
Только, прошу вас, не делайте серьезное лицо в момент проведения ВАКушек, ведь это очень позитивный веселый момент вашего урока. И чем радостнее он пройдет, тем проще потом детям будет вернуться к учебе. ВАКушку можно сравнить с глубоким вздохом при выныривании из воды, чтобы потом опять погрузиться на глубину.
Следующий этап урока — Контроль, который в коуч-сессии называется Шаги. И это самый важный этап для учителя с точки зрения получения адекватной обратной связи, насколько материал действительно усвоен. Каждый помнит честные-честные глаза учеников, когда на вопрос «всё понятно?», все дружно хором отвечают «да». А потом на контрольной обнаруживается, что на самом деле понятно-то далеко не всё. Чтобы таких сюрпризов не получать, каждый урок вы даете мини-проверочную. Это может быть один вопрос, или 3–5 примеров, или одна задача. То, что займет не более 5 минут, но даст вам понимание, кто и что понял. Более «продвинутым» ученикам можно дать дополнительное задание со звездочкой. Обыкновенные тесты лучше не давать, так как они не дадут вам всей картины, но можно и их. Если время позволяет, в идеале дать несколько заданий, первая часть из которых будет включать ранее пройденный материал, а вторая половина — «свежий». Вы можете объявить, что в журнал поставите только хорошие отметки, или что будете оценивать только первую половину. Это снимет напряжение у детей, которые еще не успели до конца разобраться в том, что только что проходилось.
«Куй железо, пока горячо» — именно поэтому вам важно понять «слабые» места класса сейчас, а не в конце отчетного периода. А сколько мгновений удивления мне подарила проверка этих работ — то, что казалось таким очевидным и простым, дети «не словили», и наоборот. И это самый бесценный материал для подготовки к следующему уроку.
Когда большинство справилось с проверочной мини-работой, вы даете задание-вызов — или задание-праздник, как я его называю. Это или творческое задание (синквейн, мини-письмо Ждуну, придумать новые слова или свои примеры, задачи и т. д.), или задания на логику (переставить спички, ребус, составить слова из слова и т. д.) или оригами (птица на уроке про птиц, куб на уроке по объемным фигурам и т. д.). Это задание ребята могут выполнять в группах или индивидуально, но решается оно чаще всего на уровне инсайта-озарения, или применения творческих сил, как в случае с синквейном или письмом. И это касается не только начальной школы — дайте задание написать мини-письмо Дарвину, или задать вопрос Эйнштейну (а потом расскажете историю про интервью и про «Является ли Вселенная дружественной?»). Здесь нет рамок и границ, но включив этот этап в урок, вы провернете еще один трюк — дети забудут о том, как тяжело и сконцентрировано они работали. Все знания останутся при них, но при этом будет удовлетворение от учебного процесса и от того, как много еще интересного и яркого впереди.
Завершающий этап начинается с прояснения позитивных изменений, или ценности урока. Что было самое легкое/трудное/интересное? Что узнали? Что вспомнили? И т. д. и т. п. — в поурочных разработках этот этап всегда отображен и тут ничего нового не скажу. Здесь же подводятся итоги «соцсоревнований» и победителям торжественно вручаются призы — в классе это отметки и бурные аплодисменты.
Но это не конец, это лишь начало завершающего этапа, который включает в себя еще одну часть, по важности сопоставимую с раппортом в начале урока. Вы должны закольцевать ваш урок, закончить его на такой же, а то и на более высокой ноте, на которой начали.
Эта часть называется «Благодарность». Если это индивидуальные занятия или группа до 3-х человек, можно дать каждому развернутую обратную связь. Если это класс, то здесь можно отметить достижения всего класса в решении «сложнейших» задач, отметить особо отличившихся и постараться наравне с ними поблагодарить неуверенных в себе, «отстающих» за вклад в урок. Если коллектив слаженный и дети уже научены, они могут поблагодарить друг друга — соседа по парте или партнера по команде. В идеале, что ни один не остался не замеченным.
Внимание! Никакой лести, общих слов и избитых фраз — только конкретика. Дети не принимают ложь и уважают правду. Вы отмечаете лишь плюсы, а минусы — это зона роста, которые можно проговорить индивидуально после урока или применительно ко всему классу в целом. В общем, будьте честны и искренне. Ваша задача — поднять ребенка на более высокую планку, вернуть ему веру в себя после освоения нового материала, облегчить его дальнейший путь уверенностью, что он справится.
Можно попросить сочинить синквейн в честь соседа по парте, устроить карусель с самокрутками, в которой каждый напишет хорошие качества хозяина листа (пишешь качество сверху, сворачиваешь, чтобы скрыть написанное, а имя написано в самом низу) и еще тысяча вариантов БЛАГО-ДАРИТЬ. Посмотрите в интернете ролик, где учитель Крис Ульмер (Chris Ulmer) говорит своим ученикам слова одобрения и комплименты. Он делает это каждый день. Успеваемость в его классе повысилась, но он это делает ни разу не для этого. Для ребенка — неважно, сколько ему 7 или 17 — нет ничего хуже, чем безразличие. И даже одно доброе слово может напомнить о крыльях за спиной и вернуть веру в себя.
Видите, совсем несложно сотворить незабываемый урок. Чтобы необходимый и неизбежный процесс обучения и познания мира сделать максимально комфортным, легким и радостным — одним словом, счастливым. И тогда детство станет школой радости, школой счастья. И мир тогда станет чуточку счастливее.