Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?»

Методика преподавания учебных дисциплин
30.10.2018
1249
Поделиться
Библиографическое описание
Раздайводина, Л. А. Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?» / Л. А. Раздайводина, В. Н. Кулявцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/.


Задачи:

Образовательная: расширить представление обучающихся о жанрах литературных произведений, жанрах произведений изобразительного искусства и о роли искусства в годы Великой Отечественной войны.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.

Развивающая: Развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь обучающихся.

Ход урока

Учитель литературы:

Война — страшное слово, страшное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат».

— Как вы понимаете эти слова?[1]

В конце этой фразы мы поставили вопросительный знак. В течение урока вы должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова.

Учитель ИЗО:

Художник А. Дейнека говорил: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». Волна гнева охватила нашу страну, когда на нее вероломно напал враг — фашистская Германия. Народ всей душой откликнулся на это событие. А. Толстой в очерке «Я призываю к ненависти!» писал «Враг коварен и силы у него еще много. Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли — победить и уничтожить Гитлера и его армии, которые несут смерть и рабство, рабство и смерть и больше ничего.

Для этой великой цели нужна ненависть. В ответ на вторжение Гитлера в нашу страну — ненависть, в ответ на бомбардировки Москвы — ненависть. Сильная, прочная, смелая ненависть... Не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает, которая родит героев нашего фронта и утраивает силы у работников тыла» («Правда», СССР).

Учитель литературы:

24 июня появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», а уже на следующий день композитор Александр Александров положил его на музыку и родилась знаменитая песня, которая звучала из всех репродукторов, звала в бой на защиту родины.

(Песня «Священная война»)

Учитель ИЗО:

В изобразительном искусстве первыми произведениями, созданными сразу после начала войны, стали плакаты. Что такое плакат?

Учитель литературы:

Стихи, написанные в первые дни войны, отличались особой торжественностью. Это стихи-призывы, стихи-клятвы.

(Выразительное чтение ученицей стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)

Учитель литературы:

Чтобы поддержать боевой дух народа писателями создавались публицистические очерки, статьи. Их целью было воздействовать на читателей, затрагивая самые важные проблемы. А что было самым важным в то время? Защита Родины.

(Слайд со словами А. Н. Толстого из очерка «Родина»: «Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. Все опытнее, увереннее и хладнокровнее наша армия делает свое дело — истребления фашистских армий. Они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва — это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва — это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву — наш путь в будущее. Как Иван в сказке, схватился весь русский народ с Чудом-юдом двенадцатиглавым на калиновом мосту. «Разъехались они на три прыска лошадиных и ударились так, что земля застонала, и сбил Иван чуду-юду все двенадцать голов и покидал их под мост».

Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим!..»)

Учитель литературы:

Почему А. Н. Толстой обращается к народной сказке? (Народный характер войны).

Какое народное, просторечное слово употребляет автор в конце очерка? (Сдюжим — одолеем, справимся). А чтобы одолеть сильного врага, нужно иметь недюжинную силу. Не случайно в русском фольклоре защитниками родной земли были…? (Богатыри).

Учитель ИЗО:

Образ богатыря появляется и на плакате 1941 г. А что же богатырского в солдате, изображенном рядом с ним. (Сила духа, решительность, мужество).

Учитель литературы:

О таких богатырях писал А. Твардовский в поэме «Василий Теркин». (Чтение отрывка).

Учитель литературы:

Как называются стихи, в которых говорится о любви к Родине о стремлении защищать ее? (Патриотические).

В годы войны создавались не только такие произведения. Что еще придавало бойцам силы на фронте? Оком они думали, беспокоились? (О родных, близких, любимых). Так рождались стихи о любви, согревающей бойца на войне, вселяющей в него веру в победу. Это — лирические стихи.

Одним из самых известных стихотворений, которое солдаты твердили как заклинание, было стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

(Аудиозапись песни + слайд)

Многие стихи военных лет стали любимыми в народе песнями. (Стихотворения М. Исаковского «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Синий платочек»).

(Исполнение песни ученицей)

Учитель ИЗО:

Особая страница в истории военного плаката связана с творчеством художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Учитель литературы:

Стихи-подписи к плакатам тоже сатирические. На что они похожи? (На частушки). В годы Великой Отечественной войны частушка получила новую жизнь. Почему? (Смех — тоже оружие против уныния, отчаяния, горя).

(Исполнение частушек военных лет учениками)

Учитель ИЗО:

Плакаты отразили все важнейшие события войны. В яркой, образной и в то же время лаконичной форме они говорили о самом главном, обращаясь к сердцу человека.

Учитель литературы:

В стихах о войне часто встречается образ дороги. Много пришлось пройти нашим солдатам за долгие 4 года войны. Пройти по своей земле и по земле Европы, освобождая её от фашизма. «Нам дороги эти позабыть нельзя». (Песня «Эх, дороги…», написанная Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году).

Учитель ИЗО:

Итак, согласны ли вы, что во время войны музы молчали? (Нет). С какими жанрами литературных произведений и произведений изобразительного искусства вы встретились сегодня на уроке.

Домашнее задание: Создать свой мини-плакат на тему «Берегите мир!» и сделать подпись к нему.


[1] Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат — Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Последняя поговорка известна из речи (52 до н. э.) Марка Туллия Цицерона в защиту Милона. Иносказательно: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный