Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?»
Авторы: Раздайводина Лариса Алексеевна, Кулявцева Валентина Николаевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.10.2018
Статья просмотрена: 1226 раз
Библиографическое описание:
Раздайводина, Л. А. Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?» / Л. А. Раздайводина, В. Н. Кулявцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/ (дата обращения: 16.12.2024).
Задачи:
Образовательная: расширить представление обучающихся о жанрах литературных произведений, жанрах произведений изобразительного искусства и о роли искусства в годы Великой Отечественной войны.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.
Развивающая: Развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь обучающихся.
Ход урока
Учитель литературы:
Война — страшное слово, страшное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат».
— Как вы понимаете эти слова?[1]
В конце этой фразы мы поставили вопросительный знак. В течение урока вы должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова.
Учитель ИЗО:
Художник А. Дейнека говорил: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». Волна гнева охватила нашу страну, когда на нее вероломно напал враг — фашистская Германия. Народ всей душой откликнулся на это событие. А. Толстой в очерке «Я призываю к ненависти!» писал «Враг коварен и силы у него еще много. Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли — победить и уничтожить Гитлера и его армии, которые несут смерть и рабство, рабство и смерть и больше ничего.
Для этой великой цели нужна ненависть. В ответ на вторжение Гитлера в нашу страну — ненависть, в ответ на бомбардировки Москвы — ненависть. Сильная, прочная, смелая ненависть... Не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает, которая родит героев нашего фронта и утраивает силы у работников тыла» («Правда», СССР).
Учитель литературы:
24 июня появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», а уже на следующий день композитор Александр Александров положил его на музыку и родилась знаменитая песня, которая звучала из всех репродукторов, звала в бой на защиту родины.
(Песня «Священная война»)
Учитель ИЗО:
В изобразительном искусстве первыми произведениями, созданными сразу после начала войны, стали плакаты. Что такое плакат?
Учитель литературы:
Стихи, написанные в первые дни войны, отличались особой торжественностью. Это стихи-призывы, стихи-клятвы.
(Выразительное чтение ученицей стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)
Учитель литературы:
Чтобы поддержать боевой дух народа писателями создавались публицистические очерки, статьи. Их целью было воздействовать на читателей, затрагивая самые важные проблемы. А что было самым важным в то время? Защита Родины.
(Слайд со словами А. Н. Толстого из очерка «Родина»: «Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. Все опытнее, увереннее и хладнокровнее наша армия делает свое дело — истребления фашистских армий. Они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва — это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва — это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву — наш путь в будущее. Как Иван в сказке, схватился весь русский народ с Чудом-юдом двенадцатиглавым на калиновом мосту. «Разъехались они на три прыска лошадиных и ударились так, что земля застонала, и сбил Иван чуду-юду все двенадцать голов и покидал их под мост».
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим!..»)
Учитель литературы:
Почему А. Н. Толстой обращается к народной сказке? (Народный характер войны).
Какое народное, просторечное слово употребляет автор в конце очерка? (Сдюжим — одолеем, справимся). А чтобы одолеть сильного врага, нужно иметь недюжинную силу. Не случайно в русском фольклоре защитниками родной земли были…? (Богатыри).
Учитель ИЗО:
Образ богатыря появляется и на плакате 1941 г. А что же богатырского в солдате, изображенном рядом с ним. (Сила духа, решительность, мужество).
Учитель литературы:
О таких богатырях писал А. Твардовский в поэме «Василий Теркин». (Чтение отрывка).
Учитель литературы:
Как называются стихи, в которых говорится о любви к Родине о стремлении защищать ее? (Патриотические).
В годы войны создавались не только такие произведения. Что еще придавало бойцам силы на фронте? Оком они думали, беспокоились? (О родных, близких, любимых). Так рождались стихи о любви, согревающей бойца на войне, вселяющей в него веру в победу. Это — лирические стихи.
Одним из самых известных стихотворений, которое солдаты твердили как заклинание, было стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
(Аудиозапись песни + слайд)
Многие стихи военных лет стали любимыми в народе песнями. (Стихотворения М. Исаковского «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Синий платочек»).
(Исполнение песни ученицей)
Учитель ИЗО:
Особая страница в истории военного плаката связана с творчеством художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).
Учитель литературы:
Стихи-подписи к плакатам тоже сатирические. На что они похожи? (На частушки). В годы Великой Отечественной войны частушка получила новую жизнь. Почему? (Смех — тоже оружие против уныния, отчаяния, горя).
(Исполнение частушек военных лет учениками)
Учитель ИЗО:
Плакаты отразили все важнейшие события войны. В яркой, образной и в то же время лаконичной форме они говорили о самом главном, обращаясь к сердцу человека.
Учитель литературы:
В стихах о войне часто встречается образ дороги. Много пришлось пройти нашим солдатам за долгие 4 года войны. Пройти по своей земле и по земле Европы, освобождая её от фашизма. «Нам дороги эти позабыть нельзя». (Песня «Эх, дороги…», написанная Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году).
Учитель ИЗО:
Итак, согласны ли вы, что во время войны музы молчали? (Нет). С какими жанрами литературных произведений и произведений изобразительного искусства вы встретились сегодня на уроке.
Домашнее задание: Создать свой мини-плакат на тему «Берегите мир!» и сделать подпись к нему.
[1] Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат — Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Последняя поговорка известна из речи (52 до н. э.) Марка Туллия Цицерона в защиту Милона. Иносказательно: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.