Виртуальная олимпиада в реальной школе
Авторы: Калаева Татьяна Николаевна, Калаева Ольга Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 322 раза
Библиографическое описание:
Калаева, Т. Н. Виртуальная олимпиада в реальной школе / Т. Н. Калаева, О. Н. Калаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/950/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. Поэтому, наряду с традиционными формами проведения олимпиад всё активнее используются Интернет-олимпиады. [2]
Дистанционное образование – образование, которое осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. [1]
Дистанционные олимпиады и конкурсы решают такие проблемы воспитания как, развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся. В результате получаем:
- воспитание инициативности у учащихся;
- повышение нравственной сознательности учащихся;
- успешное функционирование методической системы работы с детьми;
- создание организационно-методических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем;
- развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы.
Любой год богат на памятные и юбилейные даты, связанные с определенными историческими событиями. Не исключением является и 2011 год. В 2011 году исполняется 50 лет первому полету человека в космос, который был совершен советским космонавтом Юрием Гагариным. В связи с этим 2011 год Указом Президента РФ Дмитриевым Медведевым объявлен Годом российской космонавтики.
Этому памятному событию посвящен Интеллектуальный Марафон «Космическая Одиссея». Марафон это сложный и длительный путь, похожий на тот, который прошло человечество от мечты подняться за облака до выхода на орбиту космического корабля «Восток» с первым космонавтом на борту. Именно поэтому наша «Одиссея» это не одномоментное событие, а растянутое во времени.
Целью Марафона является популяризация среди школьников знаний о космонавтике, истории освоения космического пространства.
«Космическая Одиссея» рассчитана на учащихся 5-11 классов. Участие может быть как индивидуальным, так и в составе группы (не более 3-х человек).
Дистанционная образовательная олимпиада состоит их четырех эпизодов (этапов), каждый из которых представлен разнообразными заданиями, как по форме, так и по содержанию. Сейчас, когда интернет стал главным источником информации, нам хотелось предложить участникам такие виды работы, которые позволили бы им, с одной стороны, прикоснуться к этим событиям, с другой, проявить свои информационно-технологичекие способности.
Какие же задания предлагались участникам?
Эпизод I – это серия разнообразных заданий на установление соответствия, работу с картой, датировку событий.
«Первопроходцы космических далей» - необходимо определить кто изображен на фотографии и установите соответствие между фотографий космонавтов и эмблем их космических кораблей; ответить на вопрос, почему каждого из них достоин звания «пионер космоса».
Ответ оформляется в табличном виде.
№ фото |
ФИО космонавта |
«Пионер космоса», потому что… |
Эмблема космического корабля (буква) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
«Космическая эра: вехи большого пути» - задание придется по душе филателистам. По маркам следует определить дату события, представленного на них, а так же людей, внесших вклад в изучение космоса;
Пример:
«Космическая мозаика» - здесь придется «поломать голову» над непростыми вопросами.
Пример: ОН и ОНА используются людьми, как в повседневной жизни, так и в искусстве. НАСА израсходовало миллионы долларов, чтобы ОНА заработала в космосе. Русские же использовали в космосе ЕГО, не прибегая к имениям в конструкции. Что такое ОН и ОНА?
«Космос начинается с Земли» - По картам-схемам необходимо определить названия географических объектов и с какими событиями из истории космонавтики они связаны.
Пример:1)
2) В таблице приведены координаты объектов, располагающихся в пределах СНГ. Определите их, указав названия и область (или край, республика, государство), на территории которых они расположены.
Что объединяет эти объекты?
|
Объект |
Координаты |
А |
|
45,6;с.ш. 63,3; в.д. |
Б |
|
62,7; с.ш. 40,3; в.д. |
В |
|
51,5; с.ш. 128,5; в.д. |
Г |
|
48,5; с.ш. 45,8; в.д. |
Что объединяет эти объекты? |
|
Эпизод II представляет собой криптограмму «Земля прекрасна!», разгадав которую вы получите высказывание, принадлежащее Ю.Гагарину.
Следующий эпизод «Сын земли чувашской» проходит в форме викторины, посвященной уроженцу Чувашии, космонавту А.Г. Николаеву.
Пример:
|
|
|
Марафон завершается Эпизодом IV – кроссворд «Полет к звездам».
Задания размещаются поэтапно на сайте учебного заведения, в течение четырех месяцев (январь-апрель). В начале каждого месяца на сайте появляется новое задание на выполнение которого у участников есть около трех недель. За пять дней до окончания месяца ребята сдают выполненные работы кураторам Марафона. 1-2 числа месяца на сайте публикуется новый эпизод и сводная таблица промежуточного протокола, на который каждый участник может видеть свое положение в общем рейтинге команд. Подросткам свойственны такие качества, как дух соревнования и стремление к поиску чего-то нового. Исходя их этого, организаторам необходимо строго в установленное время предоставлять участникам Марафона промежуточные протоколы. В обратном случае интерес к такому виду соревнования может постепенно ослабиться.
Последний Эпизод проводится в очной форме в начале апреля. Итоги интеллектуального марафона подводятся в апреле и объявляются на мероприятии, приуроченном ко Дню российской космонавтике (12 апреля). Победителями являются участники, показавшие лучшие результаты и набравшие наибольшее количество баллов. Определяются победители (Диплом I степени) и призеры (Дипломы II и III степеней) как в индивидуальном зачете, так и в групповом. Все участники получают сертификаты.
Не все участники преодолевают марафонскую дистанцию до конца. Кто- то сдается на полпути, кто то, когда до финиша остается совсем чуть-чуть. Некоторые команды присоединяются к Марафону начинают свой путь не с первого эпизода. Так как баллы за все туры суммируются, шансы этих команд на победу оказываются невелики, но захватывающие задания, ажиотаж и бурные обсуждения участников Марафона в начале каждого месяца оказываются сильнее. В ходе проведения Марафона мы были приятно удивлены высокой активности и любознательности пятиклассников. Именно они чаще всего очень качественно, полно выполняли задания.
Если обратиться к мнению ребят, с которыми проведен блиц-опрос по итогам Марафона, то, что он им дал: почти все отмечали новые знания, которые они получили. Другие отмечали умение работать в команде, общение со взрослыми. В выполнении заданий не было никаких ограничений в использовании информационных ресурсов и хотя, главным источником информации стал интернет, многие отмечали, что в поиске информации им помогали родители. Так наш проект смог собрать у мониторов компьютеров как детей так и их родителей.
Основная цель таких Интернет-олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к предмету, науке и познанию. Олимпиады призваны содействовать профессиональному самоопределению учеников; расширению возможностей подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения; развитию навыков использования дистанционных Интернет-технологий в образовательном процессе; развитию инфокоммуникационной культуры учеников и педагогов[3].
Литература:
- Иванова,В.А., ПЕДАГОГИКА / Иванова В.А., Левина Т. В.//электронный учебно-методический комплекс – электронный доступ: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/glos.html
- Подопригора,Е.В. Интернет - олимпиада как элемент дистанционного физического образования/Подопригора Е.В.//Сборник статей Проблемы и перспективы использования инновационных технологий в учебном процессе школы и вуза.- Н.Тагил. -2010
- Рунов, А.В.Интернет как форма дистанционного обучения /Рунов А.В.// Сборник статей Русский гуманитарный интернет университет . – 2002