Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Давлетмуратов С. Р. Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13857/ (дата обращения: 20.06.2018).



В спортивной педагогике контроль тренировочных нагрузок имеет первостепенное значение. Именно этой проблеме посвящена данная работа. Автор на основании педагогических наблюдений выявил нерациональность соотношения величин тренировочных нагрузок. Предложенный им вариант оказался более эффективным, в результате чего повысились результаты в тестовых заданиях.

Ключевые слова: педагогический контроль, подготовительный период, величина нагрузок, недельные микроциклы.

Известно, в спортивно-педагогической деятельности регулирование воздействий на организм футболистов осуществляется за счет рационального чередования больших, средних и малых нагрузок. Определение величины нагрузок в спортивной педагогике по объему плотности выполненной работы является не информативным, так как срочный тренировочный эффект упражнений в учебно-тренировочных занятиях зависит не только от их объема, но и интенсивности. Она, как известно в значительной степени определяет направленность упражнений на развитие двигательных качеств (2,3).

В нашем исследовании величину нагрузки занятий определяли педагогическими наблюдениями в соответствии с рекомендациями (1). Условно выделены три ступени интенсивности — малая (она оценивается в один балл), средняя (два балла), большая (в три балла) и в соответствии с ними оцениваются все упражнения, используемые в тренировочном процессе. Время упражнений умножается на баллы, и полученная сумма делятся на общее время тренировочного занятия. В результате чего определяется коэффициент нагрузки. Оценка проводится по следующей шкале: величина считается малой, если коэффициент составляет от 0,5 до 1,4; средняя нагрузка — 1,5–2,4; большая нагрузка — 2,5 до 3,4.

В исследуемой команде соотношения динамики нагрузок оцененные таким способом, приведены на рисунке 1.

Из рисунка видно, что в подготовительном периоде наиболее часто применяются средние нагрузки. Причем его процент относительно высок на протяжении всего периода, процентное соотношение колеблется в пределах от 50 % до 75 %. Такое планирование на наш взгляд не является эффективным, так, как постоянное и в большом объеме применение одинаковых воздействий приводит к адаптации организма к нагрузкам и заметного роста физической работоспособности не происходит.

Рис. 1. Соотношение динамики нагрузок различной величины в недельных микроциклах подготовительного периода

Примечание: Б.Н.- большая нагрузка, С.Н.- средняя нагрузка, М.Н.- малая нагрузка

Если говорить о больших нагрузках, то видим, что их количество на общеподготовительном и специально-подготовительных этапах несколько возрастает по сравнению с втягивающими микроциклами. Если на первых микроциклах его процент был 15–20 %, то на последующих он достигал всего, лишь 35–40 %. Но, тем не менее, мы считаем, что такое соотношение величины больших нагрузок в подготовительном периоде неверно.

Малые нагрузки давались в основном в начале втягивающих микроциклов и в предсоревновательных и носили восстановительный характер.

В связи с вышеизложенным нами предложен более рациональный вариант нагрузок различной величины (рисунок 2).

Рис. 2. Предложенный вариант соотношение динамики нагрузок различной величины в недельных микроциклах подготовительного периода

Примечание: Б.Н.- большая нагрузка, С.Н.- средняя нагрузка, М.Н.- малая нагрузка

Так, в первом и во втором микроцикле процент тренировок с большой нагрузкой составляет всего лишь 10–15 %. Затем она от цикла к циклу постепенно повышается и достигает максимума (40 %) к концу общеподготовительного этапа. Достаточно высокий уровень больших нагрузок в пределах 35–40 % стабильно держится на протяжении с 5 по 10 микроциклы. Ближе к соревновательному периоду большие нагрузки снижаются (11 и 12 микроциклы). В целом за весь период доля больших нагрузок примерно одинаковые, 28,3 % в первом варианте и 29,1 % во втором варианте. Однако, в предложенном варианте, достигнутый высокий процент максимальных нагрузок, достигнутый в 6 микроцикле, держится довольно продолжительное время до 10 микроцикла. Это несмотря на то, что из основ теории спортивной педагогики известно, что рациональность подготовки заключается в равномерном сочетание больших, средних и малых нагрузок. Но, в данном случае мы исходили из того что именно в подготовительном периоде, при совершенствовании различных видов выносливости тренировка на фоне неполного восстановления является целесообразным.

Доля средних тренировочных нагрузок несколько снижается, и колеблется она в пределах от 30 до 50 % за весь период. Тренировочные занятия с малой нагрузкой существуют в начале периода, во втягивающем цикле, и в конце периода перед первыми календарными состязаниями.

Выводы. Предложенное соотношение нагрузок и программ недельных микроциклов на этапах подготовительного периода осуществленное с помощью педагогических наблюдений позволило последовательно повысить уровень физических качеств.

Так, педагогическое тестирование, проведённое в конце общеподготовительного этапа, отмечено достоверное улучшение в семи тестах, отражающих уровень общефизической подготовленности. Во всех беговых тестах на короткие дистанции t= от 2,6 до 3,2, в беге на 3000 м — t=2,5, в прыжковых тестах — t=2,4–2,6.

К завершению специально-подготовительного этапа наблюдалось достоверное различие и в тестах на специальную физическую подготовленность: в беге на 1000 м — t=2,5; в тесте 7х50 м — t=2,6; удар по мячу на дальность — t=2,8.

Литература:

  1. Грукаленко А. Н. Оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе подготовки футболистов высокой квалификации.: Автореф. дис.…канд.пед.наук.-М., 1983.-18с.
  2. Годик М. А., Беляков А. К. Контроль и планирование нагрузок в подготовительном периоде тренировки квалифицированных футболистов: Метод. рекоминдации.-М., 1985.-25с.
  3. Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на разных этапах многолетней подготовки футболистов.: Автореф.дис….д-ра. пед.наук.-Омск,1999.-54с.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовительный период, нагрузка, микроцикл, спортивная педагогика, различная величина, малая нагрузка, общеподготовительный этап, предложенный вариант, величина нагрузок, соотношение динамики нагрузок.

Ключевые слова

педагогический контроль, подготовительный период, величина нагрузок, недельные микроциклы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос