Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давлетмуратов, С. Р. Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов / С. Р. Давлетмуратов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13856/ (дата обращения: 25.04.2024).



Автор, на основании педагогических наблюдений, проведенных над футболистами высшей лиги чемпионата Узбекистана, выявил, что наиболее эффективными в учебно-тренировочном процессе являются упражнения специфического характера. Однако, объём таких упражнений в наблюдаемой команде невелик, в связи с чем была предложена программа, в которой доля специфических средств увеличена за счёт снижения неспецифических. Это позволило повысить эффективность технико-тактических действий в соревнованиях.

Ключевые слова: педагогический контроль, этапы подготовительного периода, соотношение специфических и неспецифических средств, эффективность технико-тактических действий.

В годичном цикле подготовки квалифицированных футболистов особо важное место занимает подготовительный период, ибо именно от качества этого периода зависит успешность выступления в соревнованиях (1,2,4). Поэтому, не случайно, в спортивной-педагогической литературе значительное количество работ посвящено вопросам оптимальности нагрузок различной направленности, при этом соотношение специфических и неспецифических средств изучено слабо (3).

В связи с этим нами был проведён педагогический анализ подготовительного периода профессиональной команды высшей лиги чемпионата Узбекистан «Алмалык», в котором изучались вопросы использования специфических и неспецифических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях. К специфическим нагрузкам отнесли все технико-тактические упражнение с мячом, а также игровые упражнения, где есть сходства с соревновательными упражнениями и тактическими комбинациями. К неспецифическим нагрузкам отнесли упражнения, выполняемые без мяча.

Как известно, подготовительный период делится на общий подготовительный и специально подготовительный этапы. И в каждом этапе соотношение специфических и неспецифических нагрузки варьируется в зависимости от целей и задач этапа.

Педагогические наблюдения показали, что в команде «Алмалык» подготовительный период составил 12 недельных микроциклов. Из них 5 недельных микроцикла было отведено на общеподготовительный этап и 7 недельных микроцикла на специально подготовительный этап. Соотношение в подготовительном периоде специфических и неспецифических нагрузок представлено на рис. 1.

Примечание:

Спец. Неспец.

Рис. 1.

Полученные в ходе педагогических наблюдений данные показали, что соотношение специфических и неспецифических нагрузок в общеподготовительном этапе подготовительного периода футболистов команды, не соответствуют теоретическим представлениям теории и методики футбола. Так, на общеподготовительном этапе команды объем специфических нагрузок составил в среднем 65 %, а неспецифические нагрузки составили 35 %. Тогда как эти показатели должны были бы быть на оборот. Так как, задачами общеподготовительного этапа как известно является повышение общей физической подготовки. Эту сторону эффективнее совершенствовать упражнениями из других видов спорта, где возможно четко регулировать параметры нагрузок

В то же время объемы специфических нагрузок в 11 и 12 микроцикле составили 80–90 %, а объем неспецифических нагрузок 10–20 % и это вполне оправданно, так как эти микроциклы должны проходить по подобию соревновательного периода.

Результаты проведенных педагогических исследований показали, что данный вариант оказался неэффективным в тренировочном процессе команды и к концу сезона у футболистов был отмечен низкий уровень функционального и физического состояния и как следствие снижение коэффициента эффективности технико-тактических действий в матчах.

В связи с вышеизложенным нами были составлены и рекомендованы тренировочные программы и средства по подготовке футболистов на этапах подготовительного периода, где приведены иные соотношения специфических и неспецифических нагрузок. В ней наибольший объем неспецифических упражнений используется на протяжении всего периода. Однако, его объем от этапа к этапу снижается. Так, если в первом микроцикле он составлял 60 %, то в 5 МКЦ — 40 %, а к концу периода 20–25 %.

Соответственно, объем специфических упражнений от цикла к циклу возрастает и к концу периода доходит до 80 %. Здесь также следует отметить более выраженную периодичность в динамике специализированных упражнений. То есть после трех-четырех микроциклов с постоянно усложняющимся коэффициентом сложности проводиться один микроцикл превалирующих с неспецифическими упражнениями.

Выводы: таким образом, проведённое на основе педагогических наблюдений исследование показало, что целесообразно в начале периода, когда стоит задача повышения общей физической подготовки наиболее эффективны неспецифические упражнения. А уже на специально-подготовительном этапе и особенно на завершающем, при совершенствовании технико-тактических действий и планирование игровых взаимодействий удельный вес специфических упражнений должен быть больше.

Анализ данных соревновательной деятельности, полученных в ходе педагогического эксперимента, выявил существенное повышение эффективности основных технико-тактических действий. Эффективность длинных передач — t=2,2; отбора мяча — t=2,2; обводки — t=2,3; ударов по воротам — t=2,4. Обобщенный коэффициент эффективности всех ТТД повысился с 0,62 до 0,71 при t=3,9, тогда как до эксперимента эти показатели равнялись: к.э. — 0,61–0,67 при t=1,9. По показателям двигательной активности в процессе педагогического эксперимента достоверность различий наблюдается в беге с максимальной скоростью t=2,4.

Литература:

  1. Беляев А. В. Построение и содержание микроциклов на общеподготовительном этапе подготовительного периода высоко- квалифицированных волейболистов: Метод. рекомендации.-М., 1990.- 21 с.
  2. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов в подготовительном периоде //Фан-спорта, Ташкент.- 2007.- № 3. –С. 18–23.
  3. Колобов В. Н. Нормирование и контроль специализированных тренировочных упражнений квалифицированных футболистов.: Автореф. дис....канд. пед. наук.- М., 1987. — 23 с.
  4. Лалаков Г. С. Построения тренировочных микроциклов в подготовительном периоде футболистов 17–19 лет.: Автореф. дис....канд. пед. наук. — Омск, 1984. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовительный период, нагрузка, упражнение, микроцикл, общеподготовительный этап, действие, конец периода, общая физическая подготовка, педагогический эксперимент, подготовительный этап.

Ключевые слова

педагогический контроль, этапы подготовительного периода, соотношение специфических и неспецифических средств, эффективность технико-тактических действий

Похожие статьи

Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов

подготовительный период, нагрузка, микроцикл, спортивная педагогика, различная величина, малая нагрузка, общеподготовительный этап, предложенный вариант, величина нагрузок...

Тренировочный процесс студентов Российского университета...

Подготовительный период делится на два этапа: обще подготовительный и специально подготовительный.

Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы.

Тренировка студентов отделения спортивного... | Молодой ученый

Все задачи подготовительного периода решаются в два этапа, в соответствии с чем он подразделяется на первый — общеподготовительный этап и второй — специально-подготовительный.

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного...

Ключевые слова: греко-римская борьба, тренировка, подготовительный период, техническая подготовка, работоспособность.

[2,5] Работа в подготовительном периоде у юных борцов греко-римского стиля направлена прежде всего на повышение физической подготовленности...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

упражнение, специально-подготовительный этап, правая нога, качество, игра, величина отягощений, нога, отдых, специальная выносливость, спортивное совершенствование. Общее представление о спортивной подготовке в пляжном...

Особенности физических нагрузок в годичном цикле подготовки

Ключевые слова: годовой цикл, тренировка, физические упражнения, физическая нагрузка, изменение нагрузки.

Эти скачки могут повторяться несколько раз за весь период занятий. Рекомендуется применять в мезо- и микроциклах физической подготовки, поскольку такие...

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

В статье приводится структура специально-подготовительного этапа подготовительного периода студентов отделения спортивного совершенствования по футболу. Ключевые слова: футболисты, студенты, специально-подготовительный этап.

Развитие основных физических качеств футболистов

Его следует использовать на специально-подготовительном этапе и в соревновательном периоде.

В зависимости от вида физической подготовленности упражнения рассматриваются как: общеподготовительные, специально-подготовительные и основные...

Похожие статьи

Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов

подготовительный период, нагрузка, микроцикл, спортивная педагогика, различная величина, малая нагрузка, общеподготовительный этап, предложенный вариант, величина нагрузок...

Тренировочный процесс студентов Российского университета...

Подготовительный период делится на два этапа: обще подготовительный и специально подготовительный.

Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы.

Тренировка студентов отделения спортивного... | Молодой ученый

Все задачи подготовительного периода решаются в два этапа, в соответствии с чем он подразделяется на первый — общеподготовительный этап и второй — специально-подготовительный.

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного...

Ключевые слова: греко-римская борьба, тренировка, подготовительный период, техническая подготовка, работоспособность.

[2,5] Работа в подготовительном периоде у юных борцов греко-римского стиля направлена прежде всего на повышение физической подготовленности...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

упражнение, специально-подготовительный этап, правая нога, качество, игра, величина отягощений, нога, отдых, специальная выносливость, спортивное совершенствование. Общее представление о спортивной подготовке в пляжном...

Особенности физических нагрузок в годичном цикле подготовки

Ключевые слова: годовой цикл, тренировка, физические упражнения, физическая нагрузка, изменение нагрузки.

Эти скачки могут повторяться несколько раз за весь период занятий. Рекомендуется применять в мезо- и микроциклах физической подготовки, поскольку такие...

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

В статье приводится структура специально-подготовительного этапа подготовительного периода студентов отделения спортивного совершенствования по футболу. Ключевые слова: футболисты, студенты, специально-подготовительный этап.

Развитие основных физических качеств футболистов

Его следует использовать на специально-подготовительном этапе и в соревновательном периоде.

В зависимости от вида физической подготовленности упражнения рассматриваются как: общеподготовительные, специально-подготовительные и основные...