Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 28511 раз

Библиографическое описание:

Мыльцева, М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке / М. В. Мыльцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье в основном рассматриваются такие виды монологической речи как повествование, описание, рассуждение. Автор уделяет внимание их характеристикам и признакам, выделяет аспекты понимания монологической речи в современной педагогической науке.

Ключевые слова: монологическая речь, виды, повествование, описание, рассуждение, заключение.

В современной науке монологическая речь рассматривается в виде дискурса, в ходе которого значение говорящего закреплено за одним лицом, как динамика процесса лингвистической деятельности, включенной в социальный контекст. В итоге лингвистической деятельности выступает текст.

Монологическая речь подразделяется на два основных типа. К первому типу относится обращение к слушателю. Это может быть сообщение, которое надо озвучить множественному количеству слушателей, персональное обращение или обращение к аудитории. К этому типу речи относятся, к примеру, учебные лекции, презентации, публичные выступления.

Ко второму типу относится беседа с самим собой. Данная монологическая речь ориентируется на неопределенного слушателя, соответственно, не ожидается ответной реакции. По мнению Е. А. Тарлаковской, в лингвистике существует несколько различных видов монологов, зависящих от коммуникативной функции речи и изучаемых еще в школьной программе: описание, сообщение, рассказ. Последний характеризуется

наличием сюжета, в основном завязки и развязки. В этом случае монологическая речь чаще всего не используется [2, с. 58–63].

Сообщение характеризуется лаконической хронологией последовательности действий, зачастую используемой для описания определенных факторов, которые наиболее четко характеризуют объект описания. Монологическая речь подразумевает мастерство выражения и логического завершения своих мыслей, умения сочетать различные фразы, добавлять и изменять уже изученные речевые конструкции и адаптировать их, в соответствии со своими целями, обсудить и раскрывать факты, известные причины событий [4, c. 12–16].

К. В. Фокиной выделяются такие виды монологической речи, как описание, рассуждение и повествование [3, c. 67]:

Описание. Данный вид монологической речи может быть конкретизированным и обобщенным, может включать в себя изложение признаков и свойств. Для этого вида свойственно использование номинативных и эллиптических предположений.

Монологическая речь — описание, преследует цель полной характеристики предмета речи через перечень таких составляющих его признаков как: количественные, качественные, структурные, функциональные. При построении данного вида, выделяется особой спецификой свободный порядок следования частей, единый график работы (как правило, вневременной), множество согласованных именных сказуемых, все виды атрибутивных конструкций, а также элементов со значением сравнения, противопоставления, лексико-семантические и синтаксические методы, которые связывают предложения и т. д.

Рассуждение. Данный вид монологической речи поддерживается при помощи разнообразных целей:

– обеспечение обоснованности действий;

– определение их причинно-следственных связей;

– принятие или обоснованное отклонению выводов.

Монологическая речь — рассуждение, это устное представление, объяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение состоит из нескольких частей: первая часть — тезис, то есть идея, которую необходимо логически доказать или опровергнуть; следующая часть — аргументация высказанной мысли, доказательства, аргументы, подкрепляемые примерами; последняя часть представляет собой заключение, вывод.

Мысль должна быть очевидна, четко сформулирована и убедительно аргументирована, для того, чтобы подтвердить заявленную идею. Между мыслью и аргументами необходимо построить логические и грамматические взаимоотношения. Для грамматических отношений между мыслью и аргументами зачастую применяются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, и так, исходя из и т. д. Текстовый аргумент широко применяется предложениями с союзами: однако, хотя, несмотря на то, что, так как [1, c. 107–110].

Повествование. Данный вид монологической речи определяется как форма речи, отличающаяся динамизмом, реальность в которой представлена в процессе преобразования и формирования цепи взаимосвязанных действий.

Монологическая речь — повествование, это рассказ, высказывание о любом событии в его временной последовательности. Специфичность повествования заключается именно в последовательности действий. Во всех текстах повествования, в качестве общего начала выступает завязка, далее развитие событий, и в заключении развязка. История может быть рассказана от третьего лица, как повествование автора. Также повествование может исходить от первого лица: повествующий назван или назначен личным местоимением «я». В этих текстах зачастую используются глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени.

Но, для того, чтобы текст стал выразительным, необходимо использование в сочетании с ним и других элементов: форма несовершенного глагола в прошедшем времени дает возможность выделить одно из следующих действий, с указанием его продолжительности; глаголы настоящего времени дают представление о действие, как бы это происходило в глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей «как», а также форм типа хлоп, прыг, помогающим усилить восприятие передачи неожиданности действия. Повествование часто встречается в таких жанрах, как мемуары, письма.

К. В. Фокина также определяет такую классификацию монологической речи как:

– репродуктивность — устный пересказ текста или в письменной форме. В репродуктивном говорении уже определено содержание самого текста;

– продуктивность — говорение на обозначенную тему, формирующее у изучающего ИЯ самостоятельное высказывание.

При формировании навыков монологического высказывания не совсем верно ограничиваться только репродуктивностью, несмотря на то, что она выступает в качестве необходимого элемента в обучении.

Монологическая речь может быть как неподготовленной, произвольной, что в большей степени свойственно для разговорной речи, так и подготовленной. Целевые назначения высказывания монологической речи можно разделить на три основных вида: информационные, убеждающие и побуждающие.

Информационное значение заключается в обеспечении передачи знаний. В данном случае говорящему необходимо в первую очередь учитывать как интеллектуальные способности восприятия изучающих ИЯ, так и познавательные. Разновидность речевой информации включает в себя различные типы выступлений, лекций, докладов и сообщений.

Монологическая речь имеет разные степени готовности и формальности. Ораторское направление заключается в заблаговременно подготовленных монологах, с использованием выражений в официально стиле. Тем не менее, в какой-то степени, монолог — это искусственный тип речи, который в основном стремится к диалогической речи. Исходя из этого, можно предположить, что любое направление монологической речи может обладать средствами для его диалогизации, например, риторические вопросы, вопрос-ответ, обращение, другими словами все то, что может указывать на желание повышения коммуникативной активности слушателя, вызывая тем самым ответную реакцию.

В педагогической науке выделяются три взаимосвязанных аспекта понимания речи, актуализированные в определенное время при конкретных обстоятельствах:

– ясность говорящего: применение его вербальных и невербальных средств, их тщательным подбором и расположением в соответствии с темой высказывания и ситуации коммуникативного акта, которая зависит от его способности контролировать свою речь;

– четкость речи: выполнение языковых правил и закономерностей при применении речевых средств, для того чтобы избежать использования незнакомых слов, избыточности, непонятности или специфичности высказываний, сложности самой идеи для адресата, необычности, спутанности выражения, отклонений и т. д.;

– ясность понимания получателя монологического высказывания. Понимание получателя выступает активным процессом, в котором проходит процесс интерпретации монологической речи. Для этого получатель должен обладать способностью к декодированию монологического высказывания.

Следовательно, ясность монологической речи основывается на коммуникативной компетенции получателя и отправителя, т. е. от их умения передавать смысл высказывания в разнообразных ситуациях коммуникативного акта, с верным применением системы языковых и речевых стандартов и выбора адекватного коммуникативного поведения.

Проведя анализ различных мнений и взглядов, касаемо исследований миологической речи и ее видов в педагогической науке, можно прийти к следующим выводам:

– монологическая речь выступает в качестве определенных средств и способов коммуникативного акта, которые обеспечивают взаимодействие отправителя и получателя информации в процессе речевой деятельности;

– ясность монологической речи в процессе общения характеризуется ее информативным и коммуникативно-прагматическим ориентиром, и зависит от вербальных и невербальных речевых выражений;

– передача интонации играет значительную роль в проектировании задуманного и завершении процесса оформления последовательного высказывания;

– монологическую речь необходимо воспринимать в качестве дискурса, как вербальное поведение, то есть, реализация речевых намерений адресата при помощи языковых и неязыковых средств их получателей в той или иной ситуации.

В процессе целостности дискурсивной деятельности, в качестве значимой категории, монологическая речь приобретает качества порядка и организации, позволяющие придать ей грамотное речевое воплощение. Сложный характер целостности речи, обеспечивается механизмом нетекстовых параметров и факторов, оказывающих значительное влияние на развитие своего продукта в качестве коммуникативной деятельности в той или иной области.

Литература:

  1. Нескина С. А. Организация обучения монологической речи на основе профессионально ориентированного текста // Нива Поволжья. 2009. №
  2. Тарлаковская Е. А. Особенности монологической речи и ее функционально-смысловые типа при формировании монологических умений студентов II курса // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 1.
  3. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Терентьева, Н. В. Костычева. — М.: Высшее образование, 2008.
  4. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дисс. канд. пед. наук.- Москва, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, вид, коммуникативный акт, монологическое высказывание, описание, качество, лингвистическая деятельность, мысль, ответная реакция, педагогическая наука.

Похожие статьи

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

монологическая речь, вид, описание, монологическое высказывание, коммуникативный акт, лингвистическая деятельность, мысль, качество, ответная реакция, педагогическая наука.

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Библиографическое описание

Устная монологическая речь является сложной формой коммуникативного процесса. Устная монологическая речь — устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему [5].

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

При продуцировании монологической речи у студента возникает ряд трудностей в определении содержания устного монологического высказывания, его

В методике различают два вида описания: научное и художественное. Выделяют статистическое описание, которое прерывает...

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи. диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание...

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

русский язык, монологическая речь, студент, устная речь, монологическое высказывание, речевая деятельность, различная область науки, альтернативный источник энергии, устное монологическое высказывание...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь... Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам...

Виды монологической речи и аспекты ее понимания...

Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, вид, описание, монологическое высказывание, коммуникативный акт...

Становление диалогической речи в онтогенезе | Статья в журнале...

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс...

Особенности развития монологической речи современных...

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, старшие дошкольники, информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации

О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание...

Похожие статьи

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

монологическая речь, вид, описание, монологическое высказывание, коммуникативный акт, лингвистическая деятельность, мысль, качество, ответная реакция, педагогическая наука.

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Библиографическое описание

Устная монологическая речь является сложной формой коммуникативного процесса. Устная монологическая речь — устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему [5].

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

При продуцировании монологической речи у студента возникает ряд трудностей в определении содержания устного монологического высказывания, его

В методике различают два вида описания: научное и художественное. Выделяют статистическое описание, которое прерывает...

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи. диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание...

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

русский язык, монологическая речь, студент, устная речь, монологическое высказывание, речевая деятельность, различная область науки, альтернативный источник энергии, устное монологическое высказывание...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь... Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам...

Виды монологической речи и аспекты ее понимания...

Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, вид, описание, монологическое высказывание, коммуникативный акт...

Становление диалогической речи в онтогенезе | Статья в журнале...

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс...

Особенности развития монологической речи современных...

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, старшие дошкольники, информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации

О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание...