Автор: Абаева Нино Черменовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Абаева Н. Ч. Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого курса // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 717-719.



Подготовка квалифицированных специалистов в различных областях науки и техники является важнейшей задачей любого государства. В конечном итоге, именно от этого зависит развитие государства. Перед специалистами разных областей науки и техники встают задачи нового уровня, куда входит участие в совместных проектах, расширение деловых, научных контактов в различных областях науки и техники. При этом русский язык остается языком общения на всем постсоветском пространстве.

Являясь крупнейшим техническим вузом Узбекистана, наш университет готовит специалистов для важнейших отраслей экономики: энергетики, нефтегазового дела, автоматических систем управления, горно-геологического дела, связи и многих других. Однако приходится с горечью констатировать общее снижение уровня владения русским языком студентами технических вузов. Это с одной стороны.

С другой стороны, у них есть четкое понимание, что язык — это не только средство общения, познания, но и средство получения информации по своей специальности, возможность движения по карьерной лестнице.

В процессе обучение русскому языку мы пытаемся развивать у студентов все виды речевой деятельности: говорение, способность воспринимать речь на слух, чтение и письмо.

Уровень владения видами речевой деятельности проверяется в повседневной практике общения, при чтении литературы по специальности, при обмене устной и письменной информацией на конференциях или в повседневном общении в виде статей, книг, аннотированных сообщений, тезисов, деловых бумаг и т. д.

Однако, работая в вузе, приходится подвергать сомнению способность студентов к общению на русском языке. Видимо, в процессе обучения языку, обучение устной речи носит подчиненный характер, а не является условием создания других речевых навыков: навыков чтения и письма.

В связи с этим хочется обратить внимание на анализ трудностей при обучении говорению как виду речевой деятельности.

В отличие от аудирования, говорение не предъявляет высоких требований к объёму словаря и языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Но говорение предполагает наличие достаточно определённого минимума, необходимого для полноценного процесса общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, включает экстралингвистические средства языка (темп речи, паузы, жесты, мимика), характерные для русского языка.

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Диалог является наиболее простым видом устной речи. По сути — это разговор, поддерживаемый собеседником в процессе совместного обсуждения каких-либо вопросов. Особенности диалога зависят от взаимоотношения собеседников, их взаимопонимания. Разговор в семейном кругу отличается от разговора в университете. А разговор в университете между студентами отличается от общения с преподавателем. «Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи [2, с. 44].

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т. п.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее формирование при обучении русскому языку является отдельной задачей, которую приходится решать в процессе обучения. Очень часто встречаются студенты, умеющие более не менее свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер. Зачастую это является последствием недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию монологической речи не только на русском языке, на иностранном языке, но и на родном языке студента.

Для отработки навыков монологической речи разработан цикл упражнений, позволяющий развить эти навыки у студентов.

Известно, что для построения монолога необходимо совершить некоторые последовательные действия, т. к. сложный процесс воспроизведения в речи определённой информации основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. В качестве учебных заданий на этом этапе нами предлагается создать монологическое высказывание по элементарным вопросам. Например, студента просят объяснить, например, что такое атом. Нужно заметить, что в подавляющем большинстве студенты не могут сформулировать четко свой ответ.

Для развития навыков монологической речи мы предлагаем студентам, для начала, пересказать определённое количество небольших текстов (от 5 до 10 предложений) по темам базовых дисциплин и текстам научно-популярного характера. Например: «Атом — это мельчайшая частица элемента, сохраняющая его свойства. В центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов. Вокруг ядра движутся электроны, образующие электронную оболочку. Протоны, электроны и нейтроны — это элементарные частицы. Протоны — это положительно заряженные частицы, электроны — это отрицательно заряженные частицы, нейтроны — это нейтральные частицы, не имеющие заряда. Суммарный заряд электронов равен заряду ядра».(1) Студентам предлагается сделать дословный перевод текста.

Второй этап — разбирается построение синтаксической структуры предложения, рассматривается общая конструкция фразы, ее грамматическая форма. Предлагается создать подобные предложения, например: «Физика — это наука о природе. ТашГТУ — крупнейший технический вуз Узбекистана. Солнечная энергетика — наиболее перспективный вид развития альтернативных источников энергии…» И т. п.

Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого студент осваивает структуру предложения, осваивает информацию, подлежащую передаче.

В процессе создания монологического высказывания студентам задаются вопросы, заставляющие ответить по теме их монологического высказывания, но сформулированные по-разному, или вопросы, имеющие сходную структуру. Например: Что такое атом? (Из чего состоит ядро? Где находиться ядро атома? Что движется вокруг ядра? Из чего состоит оболочка атома? Что находится в центре Земли? Что такое генератор?

Что называется альтернативными источниками энергии?).

В процессе дальнейшей работы, от текста к тексту, их содержание и структура предложений усложняется.

В качестве завершающего этапа студентам предлагаются темы для составления устного монологического высказывания по темам, требующим достаточно свободного владения материалом, например: «Что такое энергия», «Парниковый эффект», «Альтернативные источники энергии». (Для студентов энергетического факультета). Имея на руках исходные тексты по этим темам, они должны дополнить их собственной информацией и воспроизвести в виде устного монологического высказывания.

В свою очередь студенты, присутствующие на занятии, должны сформулировать вопросы по теме и задать выступающему.

Следует отметить, что данная система позволяет развивать навыки монологической речи и, что отмечают сами студенты, развивать их устную речь, снимая реальные или мнимые психологические барьеры.

Литература:

1. Практический курс русского языка. (По редакцией Г. И. Володиной). Издательство МГУ, 1970 г.

2. Павлоцкий В. М. Учебник английского языка. Изд-во “Оракул”. Санкт-Петербург, 2004г., с. 58.

3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): монологической речи, устной речи, навыков монологической речи, монологического высказывания, устного монологического высказывания, речевой деятельности, монологической речи студентов-бакалавров, видом устной речи, виды устной речи, обучение устной речи, разновидность устной речи, различных областях науки, формированию монологической речи, разговорной речи характерны, навыки монологической речи, реальное звучание речи, речи определённой информации, оборотами речи, темп речи, русскому языку.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос