Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Каргапольцева С. И. Текст-описание как тип монологической речи // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/650/ (дата обращения: 16.07.2018).



 

Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов речи — тексту-описанию.

Ключевые слова: русский язык, национальный вуз, культура речи, стилистика, монолог, речевая ситуация, практическое общение, текст-описание, техническое описание, рассуждение.

 

Организация обучения студентов русскому языку может быть успешной только в том случае, если выявлены и учтены факторы, влияющие на этот процесс, а выявление их невозможно без опоры на смежные науки: социологию, социальную психологию, психологию обучения. Данные же этих наук позволяют выделить ряд факторов, существенно влияющих на обучение в национальном вузе. Среди них: возрастная структура контингента обучающихся и тенденция её развития, наличие русской языковой среды, учёт будущей профессиональной деятельности (инженер, экономист, агроном, энергетик и т. д.), процесс обучения в вузе.

В высшие учебные заведения Республики Узбекистан, в последние годы особенно, поступают юноши и девушки не только с разным возрастным цензом (17–35 лет), но и с разным уровнем знаний, жизненного опыта, умений и навыков владения русским языком. Часто в результате перерыва в учёбе они оказываются неподготовленными к восприятию программного материала, у многих выработаны неправильные языковые, речевые, орфоэпические навыки, невысокая культура речи, слабая техника чтения.

Программа обучения национального технического вуза ставит своей задачей обучение студентов не только основам грамматики, лексики и стилистики, но и предполагает привить умения и навыки практического общения на русском языке, свободного владения нормами литературного языка в рамках межнационального общения, профессиональной деятельности, участия в научных проектах и международной деятельности.

С этой целью в методику обучения русскому языку включена практическая стилистика. В конечном итоге говорящий должен научиться не только правильно выражать свои мысли на русском языке (с точки зрения норм литературного языка), но и выражать их непрерывно, логично, последовательно, законченно по смыслу, умело оперируя при этом различными типами монолога и диалога, как в устной, так и в письменной форме.

Эта задача может быть решена при обучении студентов функциональным жанрам речи: монологу и диалогу. Как свидетельствует практика обучения языкам, студенты гораздо быстрее осваивают диалогическую речь, а не монологическую, хотя обе эти формы имеют общую основу в системе языка и выполняют одну и ту же функцию коммуникации. Изучение их должно проводиться параллельно, взаимосвязано на любом этапе обучения, т. е. устные формы работы должны подкрепляться письменными, монологические — диалогическими и наоборот.

При продуцировании монологической речи у студента возникает ряд трудностей в определении содержания устного монологического высказывания, его программы и выборе языковых средств, т. е. «говорящий на родном языке затрачивает огромные усилия на преодоление этих трудностей, главная из которых — выбор адекватных языковых средств» [1,22]. Поэтому важно развивать внутреннюю речь на русском языке, чтобы в соответствующей речевой ситуации человек мыслил на нём независимо от родного языка, чтобы у него появилось чувство второго языка.

В правильном построении монологического текста и речи в целом многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), т. е. от назначения речи. Вне сомнений, что автор по-разному выстроит свой монолог, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причину каких-либо явлений.

На протяжении столетий в русском языкознании постепенно формировались функциональные типы речи, т. е. способы, схемы, словесные структуры, принципы, которые использовались в зависимости от назначения речи и её смысла.

В современном языке наиболее общими типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это и определяет наиболее типичные грамматические средства оформления текста. Функционально-смысловой тип речи — это своего рода модель коммуникации и в рамках текста, они соотносятся с категориями мыслительными и коммуникативными.

Одним из самых распространённых компонентов авторского монолога является текст-описание. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки. П. С. Коган в «Теории словесности» (1915 г.) отмечает: «Описание заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов, событий, которые необходимо представить себе все одновременно».

Описательный текст может быть в форме любого стиля. Может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Как тип речи описание зависит от точки зрения автора или рассказчика, жанра, стиля, принадлежности автора к определённому литературному направлению.

В художественной литературе, публицистике описание — важнейший элемент речи, который позволяет ярко, живо, наглядно представить предмет, человека, событие, явление.

«Это был человек лет тридцати двух-трёх лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…» (И. Гончаров, «Обломов»).

«Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и её, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады…» (И. А. Бунин).

В работе с текстом-описанием в пору его взросления от студента требуется значительно больше наблюдательности, умения отбирать характерные признаки предметов, действий, явлений и рассказывать о них в определённой последовательности или самостоятельно описывать события, факты, мысли, чувства. В описании говорящий может высказывать определённую оценку, внести в неё элементы своей наблюдательности, собственных рассуждений, что безусловно сближает описание с другим типом речи — рассуждением.

В методике различают два вида описания: научное и художественное. Выделяют статистическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание — обычно небольшое по объёму, которое не приостанавливает действие, будучи включённым в событие. К примеру, описание даётся через восприятие персонажа по ходу его передвижения.

Описание является важнейшим элементом речи и в художественной литературе и в публицистике. Оно тесно связано с лицом (портрет), с местом (сценичность), с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении — они многообразны, индивидуальны, зависят от стиля, жанра, конкретного фрагмента текста, в котором оно используется. Однако, всегда описание — существенный компонент словесно художественного творчества:

«Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником» (К. Паустовский, «Чёрное море»).

«А наутро солнце опять взошло в ясной синеве. Последние клочки туч беспорядочно неслись ещё по небу; море стихало, колыхаясь, и, как будто стыдясь своего ночного разгула… Синие, тяжёлые волны всё тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, весёлыми брызгами» (В. Короленко, «Мгновение»).

В описании об изменении природных явлений главные акценты отводятся глаголам, обозначающим физические изменения состояний, изменение степени качеств (нарастание и убывание).

Специфика описания в публицистике в его документальности, достоверности, подлинности, что обусловливает сдержанность и умеренность в использовании изобразительных средств. Но языковые метафоры, эпитеты и другие выразительные средства удачно вписываются в тему, оживляя любое повествование.

При изучении официально-делового и научного стилей в техническом вузе практикуется такая форма обучения составления текста-описания как характеристика, техническое описание, определение и объяснение:

Минерал — естественное неорганическое вещество, входящее в состав земной коры и обычно служащее предметом добычи как полезное ископаемое.

Штольня — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка)

Компьютер — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операцииввода-вывода» (Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Нефть — маслянистая, тёмно-коричневая жидкость, иногда имеющая красноватый или зеленоватый оттенок, или совсем бесцветная. Нефть — это смесь разных жидких веществ, в которой растворены смолы и газы.

С точки зрения геологии нефть — важнейшее горючее ископаемое, маслянистая жидкость со специфическим запахом, образующаяся в полутвёрдый асфальт или густую мальту. В химии эта мальта называется продуктом осмоления, а сама нефть — сложной смесью углеводородов с другими органическими соединениями. Важные характеристики нефти: вязкость, содержание серы, смол, парафинов.

Как видно из вышеуказанного, кроме технических характеристик (описаний), наблюдается использование ещё одной разновидности функционально-смысловых типов речи — определения. Порой оно пересекается с описанием, но и используется преимущественно в научной и учебной литературе. Присутствие определения заключается в том, что определяемое понятие соотносится с более широким понятием, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия.

Определение чаще встречается в научных текстах, объяснение — в научно-популярных, в средствах массовой информации. Но зачастую они выступают вместе — определение сопровождается объяснением.

 

Литература:

 

  1.              Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985. — с. 22.
  2.              М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. Б. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы. Раздел «Стилистика». — М., «Просвещение», 1989.
  3.              Г. Я. Солганик. Стилистика русского языка. Смоленск, ООО «Дрофа», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, описание, функционально-смысловой тип речи, литературный язык, монологический текст, национальный вуз, практическая стилистика, практическое общение, родной язык, техническое описание.

Ключевые слова

русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

Похожие статьи

Описание как функционально-смысловой тип монологической...

Для описания как функционально-смыслового типа монологической речи характерно своеобразное употребление категории времени глагола. В связи с тем, что описание обладает статическим содержанием...

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале... русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин. К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины...

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Ключевые слова: русский язык, национальный вуз, культура речи, стилистика, монолог, речевая ситуация, практическое общение, текст-описание, техническое описание, рассуждение.

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

Практические вопросы научной стилистики на занятиях... научный стиль, русский язык, текст, студент, слово, работа, научная стилистика, научная речь, профессиональная деятельность, родной язык.

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

- текст является образцом определенного функционально-смыслового типа речи (способа изложения информации); - служит источником информации для профессионально ориентированного общения на определенную тему

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг другу, т. к. все функциональные разновидности языка «принадлежат в

А. Н. Гвоздев, Очерки по стилистике русского языка.

Практические вопросы научной стилистики на занятиях...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин. Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Описание как функционально-смысловой тип монологической...

Для описания как функционально-смыслового типа монологической речи характерно своеобразное употребление категории времени глагола. В связи с тем, что описание обладает статическим содержанием...

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Текст-описание как тип монологической речи | Статья в журнале... русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин. К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины...

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Ключевые слова: русский язык, национальный вуз, культура речи, стилистика, монолог, речевая ситуация, практическое общение, текст-описание, техническое описание, рассуждение.

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

Практические вопросы научной стилистики на занятиях... научный стиль, русский язык, текст, студент, слово, работа, научная стилистика, научная речь, профессиональная деятельность, родной язык.

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

- текст является образцом определенного функционально-смыслового типа речи (способа изложения информации); - служит источником информации для профессионально ориентированного общения на определенную тему

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг другу, т. к. все функциональные разновидности языка «принадлежат в

А. Н. Гвоздев, Очерки по стилистике русского языка.

Практические вопросы научной стилистики на занятиях...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин. Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос