Библиографическое описание:

Ростова Е. С., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э. Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1470-1472.

Ключевые слова: диалогическая речь, коммуникативный процесс, умения, навыки, педагогическая деятельность, речевой материал, учащийся, индивидуальные особенности.

 

При обучении иностранному языку важнейшей задачей является формирование у обучающихся не только фонетических, лексических и грамматических навыков, но и совершенствование умений учащихся во всех видах речевой деятельности, как рецептивных (аудирование, чтение), так и экспрессивных (письмо и говорение).

Говорение может реализовываться как в монологической форме, так и в диалогической. Речь, реализуемая в форме диалогического высказывания, представляет собой гораздо более сложный психолингвистический процесс, нежели монологическая форма выражения мысли [3;5].

У исследователей данного вопросы в области методики обучения существуют совершенно отличные друг от друга точки зрения на проблему обучения диалогической речи при помощи того или иного метода и с использованием того или иного подхода.

Так, например, М. Л. Вайсбурд считает, что овладение диалогической речью представляет собой существенный компонент обучения иностранному языку в средней школе. Тем не менее, автором отмечается и ряд недостатков в практике обучения диалогической форме общения.

Во-первых, обучение диалогическому высказыванию на иностранном языке сводится к выполнению упражнений, носящих вопросно-ответный характер.

Во-вторых, в диалогическом высказывании обучающемуся, зачастую, отводится пассивная роль, когда ученик только отвечает, а вопросы задаются преподавателем.

В-третьих, при обучении диалогической речи педагогом может использоваться материал, не представляющий коммуникативной ценности

С точки зрения автора суть ошибок состоит в том, что в методике обучения иностранным языкам традиционно сложилось некое противопоставление связанного высказывания вопросно-ответной форме работы [2].

Авторы большинства работ в области методики рассматривают выполнение упражнений, носящих вопросно-ответный характер, в качестве основного, практически единичного, способа овладения умениями воспроизводить иноязычное диалогическое высказывание.

Так, например, Е. И. Пассов критикует традиционный школьный диалог и показывает, насколько сложны ми и многообразными могут быть формы диалогического речевого общения:

-                   выражение благодарности;

-                   отказ;

-                   выражение удивления;

-                   выражение сомнения;

-                   выражение оценки, предполагающей подтверждение;

-                   выявление какого-либо факта;

-                   приветствие;

-                   приглашение и другие формы диалогического общения.

Е. И. Пассов отмечает, что в процессе обучения диалогической речи очень важно избегать таких ситуаций, в которых ученик находится в состоянии ожидания ответа на вопрос, который ему буден задан преподавателем в определенный момент.

Это, зачастую, приводит к тому, что обучающийся обретает некую уверенность в том, что он непременно получит «спасательный круг» от педагога; приспосабливается отвечать на вопрос, без особых проблем переставляя слова и, зачастую, даже не задумывается над семантической стороной речевого высказывания [4].

Кроме того, такие ситуации не побуждают обучающегося к самостоятельности формулирования собственного высказывания, не вооружают его речевой готовностью и не культивируют в учащемся непреодолимого желания и стремления высказаться.

Следовательно, речевые упражнения должны каким-то образом имитировать процесс говорения в том смысле, что они по своему характеру и структуре должны быть психологически схожи с коммуникативным процессом.

Е. И. Пассовым вводится термин «коммуникативные упражнения». Такие упражнения должны носить характер ситуативности, следовательно, для упражнений подобного вида вводится термин «коммуникативные упражнения ситуативного характера» [4]. Данные упражнения весьма эффективны, поскольку обучающиеся могут понимать, что язык — это не только средство выражения чувств, эмоций и переживаний, но и уникальное коммуникативное средство.

Что же являет собой диалогическое высказывание? С точки зрения М. Л. Вайсбурд диалог конструируется из достаточно небольших, семантически законченных отрезков, состоящих, в свою очередь, из двух или трёх реплик, носящих название «диалогическое единство» [2].

Диалогические единства могут представлять собой запрос и сообщение информации, приглашение и выражение благодарности, сообщение, выражение какого-либо факта. Обучающийся должен обладать умениями инициировать и продолжать диалогическое высказывание, что, вне всякого сомнения, требует специального обучения.

Первая реплика (реплика-побуждение), вызвана в жизни определенной ситуацией, в которой находятся партнеры по коммуникативному акту. В процессе естественного речевого общения — это вся окружающая собеседников обстановка, события, с которыми связаны оба говорящие (например, прошедшие мероприятия праздничного или иного характера; экзамены; стук в дверь или даже телефонный звонок. В условиях школьного обучения это может быть ситуация, стимулирующая речевое общение и носящая, зачастую, воображаемый характер [6]. Обучающемуся приходится воображать себе на месте известных ему персонажей или личностей и выстраивать коммуникативную траектории в соответствии с действиями коммуникативного характера в схожей реальной ситуации общения.

Также важно знать, какому именно материалу необходимо обучать для формирования навыков говорения в диалогической форме; учитывать при отборе материала нужды конкретного коммуникативного акта, речевого поступка [2].

Термин «речевой поступок» был введён Н. И. Жинкиным, который позаимствовал его у К. С. Станиславского.

Речевой поступок есть ни что иное, как побуждение к действию, предъявление определенных требований к участнику коммуникативного процесса, выражение одобрения или неодобрения по поводу какого-либо факта или явления, запрос или сообщение информации. Необходимый материал для построения диалогического высказывания определяется характером речевых поступков. В этом контексте материал можно называть речевым материалом.

Речевой материал для диалогической речи можно разделить, по мнению М. Л. Вайсбурд, на следующие группы:

-                   речевые образцы;

-                   формулы;

-                   штампы.

Все эти группы речевого материала фигурируют в составе диалогических единств.

Упражнения в диалогической речи носят, по большей части, контекстный характер, и предполагают под собой задачу научения обучающихся комбинированию реплик между собой в соответствии с характером речевого действия:

-        выяснение какого-либо факта;

-        сообщение факта и требование уточнить сказанное;

-        выражение согласия или несогласия;

-        присоединение к высказыванию или отмежевание от него;

-        сообщение факта и выражение отношения к сказанному;

-        предложение и выставление контрпредложения;

-        обмен формулами вежливости.

В. Д. Аракин поддерживает точку зрения М. Л. Вайсбурд на то, что обучения на занятиях по иностранному языку должно быть приближено к естественной жизненной ситуации. Автор также обращает внимание на то, что использование картинок — это один из видов речевых образцов на занятии по иностранному языку. Если в учебнике имеются серии картинок, схожих друг с другом и отличающиеся исключительно лишь деталями, то их присутствие будет способствовать ни чему иному, как развитию наблюдательности у обучающихся, их более быстрой речевой реакции на заданную коммуникативную ситуацию, чем если бы эта ситуация была описана в словесной форме [1].

Подготовка рассказа или беседы по картинке может проводится как домашнее, так и аудиторное задание, а контроль, по мнению В. Д. Аракина, должен осуществляться в классной аудитории.

Как бы не разнились мнения ведущих исследователей в области методики обучения иностранным языкам о методах и приемах обучения иноязычной диалогической форме речевого высказывания, все они приходят к точке зрения о том, что обучение диалогической речевой деятельности осуществляется следующими способами:

-                   с использованием диалога-образца;

-                   на основе пошагового диалога

-                   посредством создания коммуникативной ситуации [1;2;4].

Таким образом, стоит отметить, что несмотря на некоторые общие тенденции в методике обучения диалогической речи существуют разнообразные точки зрения на данный вопрос и эффективность каждого из них можно проверить исключительно в процессе практической деятельности, поскольку каждый педагог учитывает не только оптимальную методику обучения диалогического речевого высказывания, но и индивидуальные особенности обучающихся.

 

Литература:

 

1.                  Аракин В. Д. Как следует обучать языку в старших классах // ИЯШ, 1964, № 4.

2.                  Вайсбурд М. Л. Обучение диалогической речи // ИЯШ, 1965, № 4.

3.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.

4.                  Пассов Е. И. Коммуникативные упражнения // ИЯШ, 1964, № 3.

5.                  Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

6.                  Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе // М; «Просвещение», 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой деятельности, диалогической речевой деятельности, иностранному языку, диалогической речи, обучения диалогической, обучения диалогической речи, в области методики обучения, обучения иностранным языкам, речевого высказывания, диалогического высказывания, диалогическое высказывание, обучения иностранному языку, обучения диалогической форме, речевой материал, обучение диалогической речевой, видах речевой деятельности, иностранному языку важнейшей, проблему обучения диалогической, форме речевого высказывания, высказывания вопросно-ответной форме.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос