Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова: уровень квалификации, общие и профессиональные компетенции (ПК), трудовые функции (ТФ), обобщенные трудовые функции (ОТФ), компетентностный подход, профессиональный стандарт (ПС).
Профессиональное становление будущего специалиста строится с учетом требований ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения и требованиями профессиональной сферы, характеризующейся ускорением темпа технологического развития, и направлено на обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, определение обучающегося как активного субъекта познания, его ориентации на самообразование и саморазвитие, учет его индивидуальных и коммуникативных способностей.
Для современной жизни характерно лавинообразное нарастание информации и ее стремительное устаревание, трансформация мировоззренческих ориентиров, рост ценности человеческого капитала и формирование элиты нового типа — компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих современными технологиями профессиональной деятельности. В такой ситуации оптимальной альтернативой ранее существовавших квалификационных справочников становятся профессиональные стандарты (ПС).
Рассмотрим требования профессионального стандарта (ПФ) к уровню подготовки специалиста:
‒ ПС — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
‒ ПС — разрабатывается самим профессиональным сообществом (отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей).
‒ ПС — не стандартизируют должностные обязанности, а лишь приводят возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную ОТФ (обобщенную трудовую функцию) и др..
На рисунках показан процесс формирования ПС путем учета требований работодателя к компетенции работника в области конкретного вида профессиональной деятельности и к компетенции выпускника образовательного учреждения отраженных в ФГОС СПО и в соответствии с национальной рамкой квалификаций [1].
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. НРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации. По НРК РФ квалификационный пятый уровень соответствует среднему профессиональному образованию (СПО).
Одно из наиболее важных направлений применения ПС — разработка и совершенствование образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования и обучения. При разработке рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин следует учитывать обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции, знания и умения, которые необходимы для формирования трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Проведем сравнительный анализ по видам деятельности (ВД) и обобщенным трудовым функциям (ОТФ) отраженных в таблице 1 и по профессиональным компетенциям (ПК) и трудовым функциям (ТК)отраженных в таблицах 2, 3 на основании двух профессиональных стандартов: ПС № 69 «Специалист по технологиям заготовительного производства» и ПС № 164 «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении».
Таблица 1
Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС по ВД иОТФ
ВД ФГОС СПО 15.02.08 |
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) | |
ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин Требование к образованию Возможные наименования должностей |
ПС № 69 |
ПС № 164 |
ОТФ В Внедрение технологических процессов и обеспечение оптимальных режимов производства заготовок Среднее профессиональное (техническое) образование Уровень квалификации-5 Техник-технолог |
ОТФ А Технологическая подготовка производства деталей машиностроения низкой сложности Высшее образование- бакалавриат Уровень квалификации-5 Инженер-технологIII категории | |
Таблица 2
Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС №69 по ПК иТФ
Профессиональные компетенции (ПК) |
Трудовые функции (ТФ) |
ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. ПК 1.2Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. ПК 1.3Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. ПК 1.4Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. ПК 1.5Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей |
B/01.5 Составление и оформление карт технологических процессов, маршрутных карт, карт заготовок B/03.5 Составление и оформление технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента В/04.5 Расчет технически обоснованных норм времени (выработки), материальных нормативов и экономической эффективности проектируемых технологических процессов. B/01.5 Составление и оформление карт технологических процессов, маршрутных карт, карт заготовок ** По ПК1.4, ПК1.5 — ТФ отсутствуют |
Из приведенных таблиц видно, что ПС «Специалист по технологиям заготовительного производства» не в полной мере отражает сопоставимость ВД и ОТФ с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
Таблица 3
Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС №164 по ПК иТФ
Профессиональные компетенции (ПК) |
Трудовые функции (ТК) |
ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. ПК 1.2Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. ПК 1.3Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. ПМ.03 Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля |
А/01.5 Обеспечение технологичности конструкции деталей машиностроения низкой сложности А/02.5 Выбор заготовок для производства деталей машиностроения низкой сложности А/03.5 Разработка технологических процессов изготовления деталей машиностроения низкой сложности А/04.5 Контроль технологических процессов производства деталей машиностроения низкой сложности и управление ими |
Из приведенной таблицы видно, что ОТФ А профессионального стандарта «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении» полностью соответствует ПК и ВД 1, 3ФГОС СПО, имеет 5-й уровень квалификации, но требует высшее образование — бакалавриат. Однако, по Национальной рамке квалификаций РФ уровень 5 соответствует СПО (ССЗ), то есть мы наблюдаем прямое несоответствие.
При разработке рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин преподаватели были вынуждены учитывать (ОТФ), трудовые функции, знания и умения, которые необходимы для формирования трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта № 69 Специалист по технологиям заготовительного производства.
В условиях реализации ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения с учетом требований профстандарта актуальным становится обновление содержания и методик обучения в контексте будущей профессиональной деятельности, требующейся работнику на рынке труда (в соответствии с международными стандартами ИСО-9000).
Процесс формирования профессиональной компетентности предполагает определение принципов, условий, технологий, факторов, подходов, которые позволяют определить, конкретизировать и соотнести требования квалификационных характеристик, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, значимых личностных качеств, интересов, склонностей, способностей специалистов.
Внедрение компетентностного подхода в систему СПО направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения [3].
В работе Дж. Равена, британского психолога «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Компонентами компетентности Дж. Равен считает те «характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей — независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают». Компетентность включает в себя не только интеллект, но и эффективное поведение, способности, внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется ценностями индивида и, по мнению ученого, играет решающую роль в развитии компетентности.
Качество образования определяется содержанием, формами и методами обучения, материально-технической базой, кадровым потенциалом, психолого-педагогическими условиями, которые обеспечивают развитие профессиональной компетентности. [2]
Для реализации компетентностного подхода при изучении спецдисциплин используется модель формирования общих и профессиональных компетенций, отраженных в работе Л. Д. Давыдова, включающая содержательный, процессуальный и результативный блоки. [2]
Содержательный блок включает определение требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту (в том числе со стороны работодателя, разработка мониторинга образовательного процесса и др.
Процессуальный блок ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся.
Диагностический блок включает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности студентов.
В результате проведенного исследования сформулировано следующее предложение по актуализации ФГОС и ПС: в целях реализация компетентностного подхода разработчикам профессионального стандарта «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении» необходимо привести требования к образованию для ОТФ А (5 уровень квалификации) в соответствие с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации — среднее профессиональное образование (подготовка специалистов среднего звена) для учета обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ), знаний и умений, которые необходимы для формирования трудовых действий.
Реализация компетентностного подхода и выполнение требований национальной рамки квалификаций при разработке профессиональных стандартов позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.
Литература:
- Блинов В. И. Каким может быть профессиональны стандарт образовательной деятельности. Образование и наука. 2010 № 6(74). С. 3–10
- Давыдов Л. Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: канд. пед. наук. — М., 2006. — 26 с.
- Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
- Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.] − М.: Федеральный институт развития образования, 2008. − 14 с.
- Профессиональный стандарт № 69 «Специалист по технологиям заготовительного производства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 221н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2014 г., регистрационный N 34137).
- Профессиональный стандарт № 164 «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2017 г. № 274н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10 мая 2017 г., регистрационный № 46666).