Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 01.02.2018

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Дмух, Н. Н. Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста / Н. Н. Дмух, О. В. Птущенко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13700/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: уровень квалификации, общие и профессиональные компетенции (ПК), трудовые функции (ТФ), обобщенные трудовые функции (ОТФ), компетентностный подход, профессиональный стандарт (ПС).

Профессиональное становление будущего специалиста строится с учетом требований ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения и требованиями профессиональной сферы, характеризующейся ускорением темпа технологического развития, и направлено на обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, определение обучающегося как активного субъекта познания, его ориентации на самообразование и саморазвитие, учет его индивидуальных и коммуникативных способностей.

Для современной жизни характерно лавинообразное нарастание информации и ее стремительное устаревание, трансформация мировоззренческих ориентиров, рост ценности человеческого капитала и формирование элиты нового типа — компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих современными технологиями профессиональной деятельности. В такой ситуации оптимальной альтернативой ранее существовавших квалификационных справочников становятся профессиональные стандарты (ПС).

Рассмотрим требования профессионального стандарта (ПФ) к уровню подготовки специалиста:

‒ ПС — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

‒ ПС — разрабатывается самим профессиональным сообществом (отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей).

‒ ПС — не стандартизируют должностные обязанности, а лишь приводят возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную ОТФ (обобщенную трудовую функцию) и др..

На рисунках показан процесс формирования ПС путем учета требований работодателя к компетенции работника в области конкретного вида профессиональной деятельности и к компетенции выпускника образовательного учреждения отраженных в ФГОС СПО и в соответствии с национальной рамкой квалификаций [1].

http://900igr.net/up/datas/182264/015.jpg

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. НРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации. По НРК РФ квалификационный пятый уровень соответствует среднему профессиональному образованию (СПО).

Одно из наиболее важных направлений применения ПС — разработка и совершенствование образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования и обучения. При разработке рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин следует учитывать обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции, знания и умения, которые необходимы для формирования трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Проведем сравнительный анализ по видам деятельности (ВД) и обобщенным трудовым функциям (ОТФ) отраженных в таблице 1 и по профессиональным компетенциям (ПК) и трудовым функциям (ТК)отраженных в таблицах 2, 3 на основании двух профессиональных стандартов: ПС № 69 «Специалист по технологиям заготовительного производства» и ПС № 164 «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении».

Таблица 1

Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС по ВД иОТФ

ВД ФГОС СПО 15.02.08

Обобщенная трудовая функция (ОТФ)

ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Требование к образованию

Возможные

наименования

должностей

ПС № 69

ПС № 164

ОТФ В

Внедрение технологических процессов и обеспечение оптимальных режимов производства заготовок

Среднее профессиональное (техническое) образование

Уровень квалификации-5

Техник-технолог

ОТФ А

Технологическая подготовка производства деталей машиностроения низкой сложности

Высшее образование- бакалавриат

Уровень квалификации-5

Инженер-технологIII категории

Таблица 2

Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС №69 по ПК иТФ

Профессиональные компетенции (ПК)

Трудовые функции (ТФ)

ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей

B/01.5 Составление и оформление карт технологических процессов, маршрутных карт, карт заготовок

B/03.5 Составление и оформление технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента

В/04.5 Расчет технически обоснованных норм времени (выработки), материальных нормативов и экономической эффективности проектируемых

технологических процессов.

B/01.5 Составление и оформление карт технологических процессов, маршрутных карт, карт заготовок

** По ПК1.4, ПК1.5 — ТФ отсутствуют

Из приведенных таблиц видно, что ПС «Специалист по технологиям заготовительного производства» не в полной мере отражает сопоставимость ВД и ОТФ с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Таблица 3

Сравнительный анализ ФГОС СПО иПС №164 по ПК иТФ

Профессиональные компетенции (ПК)

Трудовые функции (ТК)

ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПМ.03 Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля

А/01.5 Обеспечение технологичности конструкции деталей машиностроения низкой сложности

А/02.5 Выбор заготовок для производства деталей машиностроения низкой сложности

А/03.5 Разработка технологических процессов изготовления деталей машиностроения низкой сложности

А/04.5 Контроль технологических процессов производства деталей машиностроения низкой сложности и управление ими

Из приведенной таблицы видно, что ОТФ А профессионального стандарта «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении» полностью соответствует ПК и ВД 1, 3ФГОС СПО, имеет 5-й уровень квалификации, но требует высшее образование — бакалавриат. Однако, по Национальной рамке квалификаций РФ уровень 5 соответствует СПО (ССЗ), то есть мы наблюдаем прямое несоответствие.

При разработке рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин преподаватели были вынуждены учитывать (ОТФ), трудовые функции, знания и умения, которые необходимы для формирования трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта № 69 Специалист по технологиям заготовительного производства.

В условиях реализации ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения с учетом требований профстандарта актуальным становится обновление содержания и методик обучения в контексте будущей профессиональной деятельности, требующейся работнику на рынке труда (в соответствии с международными стандартами ИСО-9000).

Процесс формирования профессиональной компетентности предполагает определение принципов, условий, технологий, факторов, подходов, которые позволяют определить, конкретизировать и соотнести требования квалификационных характеристик, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, значимых личностных качеств, интересов, склонностей, способностей специалистов.

Внедрение компетентностного подхода в систему СПО направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения [3].

В работе Дж. Равена, британского психолога «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Компонентами компетентности Дж. Равен считает те «характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей — независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают». Компетентность включает в себя не только интеллект, но и эффективное поведение, способности, внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется ценностями индивида и, по мнению ученого, играет решающую роль в развитии компетентности.

Качество образования определяется содержанием, формами и методами обучения, материально-технической базой, кадровым потенциалом, психолого-педагогическими условиями, которые обеспечивают развитие профессиональной компетентности. [2]

Для реализации компетентностного подхода при изучении спецдисциплин используется модель формирования общих и профессиональных компетенций, отраженных в работе Л. Д. Давыдова, включающая содержательный, процессуальный и результативный блоки. [2]

Содержательный блок включает определение требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту (в том числе со стороны работодателя, разработка мониторинга образовательного процесса и др.

Процессуальный блок ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся.

Диагностический блок включает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности студентов.

В результате проведенного исследования сформулировано следующее предложение по актуализации ФГОС и ПС: в целях реализация компетентностного подхода разработчикам профессионального стандарта «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении» необходимо привести требования к образованию для ОТФ А (5 уровень квалификации) в соответствие с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации — среднее профессиональное образование (подготовка специалистов среднего звена) для учета обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ), знаний и умений, которые необходимы для формирования трудовых действий.

Реализация компетентностного подхода и выполнение требований национальной рамки квалификаций при разработке профессиональных стандартов позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.

Литература:

  1. Блинов В. И. Каким может быть профессиональны стандарт образовательной деятельности. Образование и наука. 2010 № 6(74). С. 3–10
  2. Давыдов Л. Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: канд. пед. наук. — М., 2006. — 26 с.
  3. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
  4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.] − М.: Федеральный институт развития образования, 2008. − 14 с.
  5. Профессиональный стандарт № 69 «Специалист по технологиям заготовительного производства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 221н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2014 г., регистрационный N 34137).
  6. Профессиональный стандарт № 164 «Специалист по технологиям механообрабатывающего производства в машиностроении», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2017 г. № 274н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10 мая 2017 г., регистрационный № 46666).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стандарт, национальная рамка квалификаций, профессиональная деятельность, сравнительный анализ, технологический процесс изготовления деталей машин, функция, заготовительное производство, профессиональное образование, Российская Федерация, Технология машиностроения.

Ключевые слова

компетентностный подход, уровень квалификации, общие и профессиональные компетенции (ПК), трудовые функции (ТФ), обобщенные трудовые функции (ОТФ), профессиональный стандарт (ПС)

Похожие статьи

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сфо...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

В статье автор рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров на основе повышения практикоориентированности образовательного процесса, теоретически обосновывает новое содержание подготовки ба...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета

В статье проанализированы требования работодателей при приеме на работу и компетенции, которые мы получаем в университете СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, проведено их сравнение с профстандартом и ФГОС для опр...

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки квалифицированных рабочих горного профиля в профессионально-технических учебных заведениях (далее — ПТУЗ). Выявлены и обоснованы пути повышения качества подготовки, представлено технологию п...

Похожие статьи

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сфо...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

В статье автор рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров на основе повышения практикоориентированности образовательного процесса, теоретически обосновывает новое содержание подготовки ба...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета

В статье проанализированы требования работодателей при приеме на работу и компетенции, которые мы получаем в университете СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, проведено их сравнение с профстандартом и ФГОС для опр...

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки квалифицированных рабочих горного профиля в профессионально-технических учебных заведениях (далее — ПТУЗ). Выявлены и обоснованы пути повышения качества подготовки, представлено технологию п...