Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовая функция, образовательная программа, результаты обучения.
В настоящее время важную роль играет человеческий ресурс, поэтому с каждым годом работодатели предъявляют все больше требований к квалификации и компетентности работника. Соответственно есть значительная необходимость согласованности требований профессиональных стандартов (ПС) и образовательных программ. Поэтому при разработке образовательных программ важно учитывать трудовые функции, установленные в ПС.
Как правило, одна образовательная программа высшего образования охватывает несколько ПС, поэтому анализ и сопоставление трудовых функций стандартов, относящихся к направлению подготовки, позволит точнее сформировать результаты обучения, что поможет выпускающей кафедре спланировать образовательный процесс, а выпускнику образовательной программы соответствовать требованиям нескольких стандартов и быть востребованным на современном рынке труда.
Направление подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» связано с такой профессиональной деятельностью как:
установление, реализация и контроль норм, правил и требований к продукции (услуге), технологическому процессу ее производства, применение (потребление), транспортировкой и утилизацией;
участие в разработке метрологического обеспечения, метрологический контроль и надзор, нацеленные на поддержание единства измерений, высокое качество и безопасность продукции (услуги), высокую экономическую эффективность для производителей и потребителей на основе современных методов управления качеством при соблюдении требований эксплуатации и безопасности;
участие в создании систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства и реализации продукции на основе отечественных и международных нормативных документов;
обеспечение функционирования систем подтверждения соответствия продукции, процессов и услуг заданным требованиям [1].
В настоящей статье приведем результаты анализа ПС, которые относятся к названному направлению подготовки на уровне бакалавриата и должны учитываться при разработке образовательных программ подготовки бакалавров.
Выбор ПС для анализа основывался на сопоставлении кода Общероссийского классификатора специальностей по образованию, указанного в каждом профессиональном стандарте, с кодом специальности 200500 «Метрология, стандартизация и сертификация», которому в настоящее время соответствует код направления подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология».
Таким образом, выделены следующие ПС:
«Специалист по метрологии» (ПС 1) [2];
«Специалист по техническому контролю качества продукции» (ПС 2) [3];
«Специалист по качеству продукции» (ПС 3) [4];
«Специалист по сертификации продукции» (ПС 4) [5].
Можно предположить, что в выбранных таким образом ПС присутствуют трудовые функции общие для нескольких стандартов и трудовые функции, присущие только одному стандарту. Абсолютного сходства в формулировках трудовых функций не найдено, но можно выделить функции, близкие по значению. Для аналитической работы сначала были выписаны все трудовые функции ПС 1, к полученному списку последовательно добавлялись трудовые функции остальных стандартов, при этом близкие по значению признавались общими и суммарный список не пополняли. Ниже приведем результаты проделанной работы.
Трудовая функция «Выполнение измерений для определения действительных значений контролируемых параметров» извлеченная из ПС 1 также может подходить к ПС 2 (в нем присутствуют трудовые функции, сформулированные как «Анализ качества сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий» и «Проведение испытаний новых и модернизированных образцов продукции»).
Функция «Делопроизводство, ведение и актуализация производственно-технической и нормативной документации» из ПС 1 находит отражение в ПС 3. «Разработка и внедрение стандартов и других нормативных документов в области метрологического обеспечения» приводится помимо ПС 1 и в ПС3.
Трудовая функция «Сертификация и испытания средств измерений для целей утверждения типа», выбранная из ПС 1 также есть в ПС 2, в нем она сформулирована как «Организация работ по разработке и внедрению новых методов и средств технического контроля».
Функциональное руководство работниками организаций и подразделений выделено как трудовая функция в ПС 1, ПС 2 и ПС 3.«Проведение испытаний новых и модернизированных образцов продукции» присутствуют как в ПС 1, так и в ПС 2; «Организация и контроль работ по предотвращению выпуска бракованной продукции» можно обнаружить и в ПС 1 и в ПС 2; «Разработка, внедрение и контроль системы управления качеством продукции в организации» присуща ПС 2 и ПС 3;«Организация работ по анализу претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию» также приводится в ПС 2 и ПС 3.
Несколько трудовых функций, общих для двух стандартов, касаются разработки различных документов, например, «Разработка методик и инструкций по текущему контролю качества работ в процессе изготовления продукции, в испытаниях готовых изделий и оформлении документов, удостоверяющих их качество» имеется в ПС 2 и ПС 3; «Разработка проектов методик и локальных нормативных актов по обучению работников организации в области качества» звучит и в ПС 1 и в ПС 3.
Выделена общность двух стандартов (ПС 1 и ПС 3) в части функции «Организация работ по определению номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, по выбору необходимых средств их выполнения, осуществлению контроля соблюдения нормативных сроков обновления продукции» и общность ПС 3 и ПС 4 в части функции «Разработка и организация выполнения мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения стандартов и технических условий по качеству продукции».
Таким образом, было выделено 13 трудовых функций, которые прослеживаются одновременно в двух и более названных ПС.
Трудовых функций, общих для всех четырех стандартов не найдено. К общим трудовым функциям относятся:
выполнение измерений;
ведение, разработка и актуализация нормативной документации;
осуществление сертификации;
руководство работниками организации;
анализ рекламаций и претензий к качеству продукции;
разработка и организация мероприятий;
внедрение и контроль системы управления качеством продукции.
К специфичным трудовым функциям отнесем функции, которые определены только в одном ПС. Например, для стандарта «Специалист по метрологии» это такие трудовые функции как: «Организация работ по повышению квалификации работников метрологической службы», «Хранение и поддержание в рабочем состоянии рабочих эталонов для воспроизведения единиц величин, средств поверки и калибровки», «Поверка (калибровка) простых средств измерений» – являются специфичными. Для стандарта «Специалист по техническому контролю качества продукции» – «Инспекционный контроль производства», «Анализ качества сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий», «Организация работ по контролю точности оборудования и контролю технологической оснастки». Для стандарта «Специалист по качеству продукции» – «Организация разработки мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг), обеспечению их соответствия современному уровню развития науки и техники, потребностям внутреннего рынка, экспортным требованиям», «Разработка корректирующих действий по управлению несоответствующей продукцией (услугами) в ходе эксплуатации», «Организация операционного контроля на всех стадиях производственного процесса». Стандарт «Специалист по сертификации продукции» специфичен в части таких функций как: «Организация работ по проведению внутреннего аудита системы управления качеством организации», «Организация подтверждения соответствия продукции и услуг в организации», «Организация работ по подтверждению соответствия продукции (работ и услуг) и систем управления качеством».
Результаты проведенного анализа необходимо использовать при проектировании образовательных программ, при определении результатов обучения по направлению подготовки 27.03.01. В частности, при разработке результатов обучения для студентов общие трудовые функции могут быть учтены при формировании укрупненных компетенций. При разработке образовательной программы общие трудовые функции должны быть учтены в профессиональной (инвариантной) части, а специфичные могут отражаться как в профессиональной части, так и в вариативной. Кроме того, готовность к выполнению специфичных трудовых функций может формироваться в процессе выбора индивидуальной траектории обучения и дополнительного образования.
Учет требований ПС при разработке образовательных программ позволит предусмотреть возможность подготовки обучающихся к решению профессиональных задач в соответствии с требованиями образовательных стандартов, а также к выполнению и общих и специфичных функций ПС в совокупности инвариантной части, вариативной, в части практик и в качестве дополнительных модулей и программ. Подобная деятельность становится типовым видом деятельности для разработчиков образовательных программ, образовательным организациям целесообразно разработать состав и последовательность действий кафедры вуза (как разработчика программ) по выявлению дополнительных модулей для формирования индивидуальных образовательных траекторий при подготовке бакалавров по направлению.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 27.03.01 «Стандартизация и метрология» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 168. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Минтруда России от 04.03.2014 № 124н. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Минтруда России от 04.03.2014 № 123н. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Профессиональный стандарт «Специалист по качеству продукции» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Минтруда России от 31.10.2014 № 856н. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Профессиональный стандарт «Специалист по сертификации продукции» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Приказом Минтруда России от 31.10.2014 № 857н. Режим доступа: http://www.consultant.ru.