В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуальных образовательных траекторий, улучшения методов преподавания и удовлетворения требований работодателей.
Ключевые слова: компетенции, общие компетенции, профессиональные компетенции современные образовательные стандарты, качество образования индивидуальные образовательные траектории.
Современная образовательная стратегия выводит на первый план понятие компетентности, как результата обучения. Компетенции включают профессиональные, социальные, личностные характеристики, которые определяют возможность эффективного выполнения своей деятельности за рамками категорий знание-умение-навык, дополняя их пониманием способности на практике [1].
Р. Бояцис дает следующее понятие компетенции — это способность применять знания, умения и личные качества для эффективного выполнения профессиональных задач [2]. Аналогичную формулировку приводит и А. Маршалл: «Компетенции представляют собой не только знания и умения, но и способность применять их в практической деятельности для решения конкретных задач» [3]. В ГОСО РК компетенции определены как «способность практического использования приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности» [4]. Таким образом, исходя из приведенных определений, на первое место в современном профессиональном образовании выходит умение применять на практике полученные в университете знания и навыки, выпускники должны быть готовы к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.
Понимание компетенций как результатов обучения позволяет наладить продуктивный диалог между работодателем, выступающим в роли заказчика образовательного результата, и вузом, являющимся его поставщиком. Образовательные технологии рассматриваются, с одной стороны, как средство формирования компетенций, используя различные (в т. ч. активные и интерактивные) методы обучения. С другой стороны, как оценочные средства, создаваемые с участием работодателей и экспертов из профессиональной среды, которые служат инструментом для подтверждения сформированности компетенций.
Актуальность оценки компетенций в университете обусловлена необходимостью соответствия современным образовательным стандартам, потребностями рынка труда, повышением качества образования и развитием личностных качеств студентов. Этот процесс помогает обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности и способных успешно адаптироваться к изменениям и требованиям современного общества.
Оценка компетенций, обучающихся в университете имеет важное значение по нескольким причинам, связанным с современными требованиями к образовательному процессу, профессиональной подготовкой и интеграцией в рынок труда. Современные образовательные стандарты, такие как Национальная рамка квалификаций [5], профессиональные стандарты [6] имеют четко определенные стандарты компетенций, которые должны быть сформированы и оценены в процессе обучения наряду с традиционными академическими знаниями. Кроме того, работодатели ищут специалистов, которые не только обладают теоретическими знаниями, но и практическими навыками, а также определенными личностными качествами. Оценка компетенций позволяет университетам готовить выпускников, соответствующих требованиям работодателей.
Оценка компетенций включает в себя не только профессиональные знания и навыки, но и такие важные общепрофессиональные аспекты, как коммуникативные способности, критическое мышление, способность работать в команде и лидерские качества. В условиях быстроменяющегося мира и развития технологий важность таких компетенций, как адаптивность и способность к непрерывному обучению, становится все более актуальной.
Кафедра «Экономика и бизнес» Карагандинского индустриального университета осуществляет подготовку по образовательным программам бакалавриата «6В04101 Менеджмент в сфере предпринимательства», «6В04103 Экономика бизнеса», «6В04104 Экономика финансовой организации», «6В04106 Учет и аудит в предпринимательстве». Преподавателями кафедры было проведено институциональное исследование, целью которого являлась оценка уровня овладения общими компетенциями обучающимися образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства» для выявления сильных и слабых сторон в подготовке студентов и дальнейшего совершенствования образовательного процесса. В рамках исследования были разработаны специальные анкеты, распространяемые через онлайн-сервис Google Forms, позволяющие провести оценку уровня овладения компетенциями обучающимися образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства» очной формы обучения.
Отдельным блоком вопросов, проводимом в данном исследовании была оценка обучающимися важности компетенций, степенью развития данных компетенций в ходе обучения и сформированности данных компетенций по результатам обучения (т. е. изучалась динамика освоения компетенций в ходе обучения). Напомним, что в рамках Европейского пространства высшего образования понятие «компетенция» обозначает комплекс способностей, знаний, представлений, межличностных, интеллектуальных, инструментальных навыков, этических установок, которые вырабатываются параллельно и совокупно в процессе всех форм учебной деятельности обучающегося (освоение отдельных дисциплин и групп дисциплин, прохождение практик, НИР, самостоятельная работа, текущая, промежуточная, итоговая аттестация). Для оценки уровня овладения компетенциями были опрошены обучающиеся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства», так как они составили наибольшую долю опрашиваемых (76 %), и их выборка была наиболее репрезентативна. Все компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся сформулированы в модульной образовательной программе 6В04106 «Учет и аудит в сфере предпринимательства» (смотри таблицу 1) [7].
В ходе исследования все компетенции были разделены на несколько категорий:
- Общие компетенции: включают навыки и способности, применимые в различных профессиональных контекстах, такие как критическое мышление, решение проблем, коммуникативные навыки и лидерство.
- Профессиональные компетенции: включают знания и навыки, специфичные для определённой профессии или области деятельности.
- Личностные компетенции: включают качества и черты характера, такие как ответственность, инициативность и стрессоустойчивость.
Таблица 1
№ |
Общие компетенции |
1 |
Сформировать мировоззренческую, активную гражданскую и нравственно-гуманистическую позиции будущего специалиста, ориентированного на здоровый образ жизни, соблюдение правовых норм, самосовершенствование, успех и лидерство в профессиональной и социальной сферах |
2 |
Применять основные законы естественно-научных дисциплин для решения задач в профессиональной деятельности |
3 |
Выстраивать устную и письменную коммуникации на государственном, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения |
Анализ результатов по самооценке компетенции «Формирование мировоззренческой, активной гражданской и нравственно-гуманистическую позиции будущего специалиста, ориентированного на здоровый образ жизни, соблюдение правовых норм, самосовершенствование, успех и лидерство в профессиональной и социальной сферах» показал следующее: подавляющее большинство студентов (92 %) с разной степенью значимости считают, что данная компетенция важна для их специальности и 8 % совершенно не важна. Далее студентами отмечается что в ходе обучения данная компетенция сильно развивается у 38 % опрошенных, 31 % считают, что развивается хорошо развивается, 19 % отмечает о ее достаточном развитии и 12 % говорят о слабом развитии, в том, что данная компетенция в процессе обучения не развивается никто не отмечает. В равной степени по 29 %, опрошенных, в равной степени по 29 % отмечают, что компетенция высоко, хорошо и достаточно развита, 13 % отмечают, что слабо развита, не владеющие компетенцией отсутствуют.
Данная компетенция является элементом воспитательной работы, и по результатам опроса, отмечается определенная сложность при ее формировании. Для дальнейшего развития данной компетенции необходимо создавать условия для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, в самореализации личности. Одним из методов развития может служить студенческое самоуправление, которое является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения. Участие в студенческом самоуправлении позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов. Эти компетенции могут быть освоены и через включение в деятельность различных форм, органов самоуправления.
Анализ результатов анкетирования по компетенции «Применение основных законов естественнонаучных дисциплин для решения задач в профессиональной деятельности» дал следующие результаты. Практически большинство студентов, в общей совокупности 88 %, отмечают, что данная компетенция имеет важность для их специальности, 8 % считают, не очень важна, и 4 % отмечают, что совсем не важна. При этом отмечается, что в ходе обучения данная компетенцию развивается на высоком уровне у 56 % опрошенных, 12 % отмечают, что хорошо развивается, 20 % говорят о достаточном развитии, 8 % определяют слабое развитие и 4 % отмечают о ее полном неразвитии. При этом при ответе, насколько сформирована данная компетенция, можно выделить что в общей массе у 92 % компетенция в целом развита, 8 % отмечают, что данная компетенция не развита.
Анализируемая компетенция относится к общеобразовательным дисциплинам, и на основании ответов анкетирования можно сделать вывод, что студенты до конца не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин. В результате поверхностного изучения данного модуля дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью, дальнейшее обучение общепрофессиональным и специальным предметам сталкивается со значительными трудностями. Поэтому, одним из организационно-методических средств повышения качества подготовки специалиста можно назвать междисциплинарную интеграцию, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).
При проведении вводных занятий общеобразовательных дисциплин в начале изучения темы вместе с целостным раскрытием содержания материала, подлежащего изучению, следует показать его связь с другими предметами, с жизнью, а также с производственным обучением. Это достигается путем постановки проблемных вопросов при изучении темы программы, в разрешении которых принимают участие сами студенты под руководством преподавателя, что повышает их интерес и к общеобразовательным дисциплинам, и к производственной деятельности.
Опрос студентов по компетенции «Выстраивание устной и письменной коммуникации на государственном, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения» отмечает следующее. Важность данной компетенции в разной ее степени для их специальности отмечают 96 % и лишь 4 % считают данную компетенцию не важной. Все опрошенные в разной мере отмечают, что компетенция развита у них. Анализируемая компетенция относится к языковому образованию в ходе профессиональной подготовки. Результаты анкетирования позволили выявить, проблему с освоением данной компетенции. Коммуникативное умение, владение языками для достижения конкурентоспособности на рынке труда имеет важное значение, а языковое образование можно считать показателем качества профессионального образования.
При реализации данной компетенции необходимо обратить внимание не столько на количество учебных часов для изучения языка, а сколько на мотивацию для овладения языком. Мотивация студентов при изучении государственного и иностранного языка должна рассматриваться как средство активизации иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности, как средство повышения эффективности обучения, т. к. она имеет профессионально-ориентированную направленность. Повышение мотивации к изучению иностранного языка есть оптимальный способ усовершенствовать процесс обучения. Если развить у студентов интерес к обычаям, традициям и культуре страны − носителя языка, то они будут стремиться изучать язык, совершенствовать его, чтобы им было доступно получение необходимой информации из иностранных источников, для расширения их мировоззрения и кругозора, для использования языка как средства межкультурной коммуникации, общей и речевой культуры, личностной ориентации, для раскрытия творческого потенциала.
Таким образом, анализ результатов самооценки студентов образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства» по освоению общих компетенций выявил несколько ключевых тенденций и проблем. Во-первых, подавляющее большинство студентов признают важность компетенций, связанных с мировоззренческими, гражданскими и нравственно-гуманистическими позициями, а также коммуникационными навыками. Однако их уровень развития варьируется, что указывает на необходимость усиления воспитательной работы и создания условий для всестороннего развития личности студентов.
Во-вторых, несмотря на признание важности естественно-научных компетенций, студенты отмечают недостаточное развитие данных навыков, что свидетельствует о необходимости междисциплинарной интеграции и улучшения методик преподавания общеобразовательных дисциплин.
В-третьих, коммуникативные навыки на различных языках также студентами признаны важными, но существует проблема с мотивацией студентов к их изучению. Решение данной проблемы требует акцента на мотивацию и культурное обогащение, что способствует более глубокому освоению языков и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
В целом, исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к формированию и оценке компетенций, который включает активные и интерактивные методы обучения, мотивацию студентов, междисциплинарную интеграцию и тесное сотрудничество с работодателями и профессиональными сообществами.
Литература:
- Кузнецова С. И., Киреева Н. А. Система оценки компетенций студентов в НЧОУ ВО «Технический университет УГМК» (г. Верхняя Пышма). Материалы XVIII Международной конференции памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2017. с.1072–1079
- Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. — М.: ГИППО, 2008. 325 с.
- Маршалл А. Основы экономической науки. — М.: ЭКСМО, 2007. 832 с.
- Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2.
- Протокол по НРК, утвержденный трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, от 16.03.2016 — Режим доступа: https://atameken.kz/uploads/content (дата обращения 3.06.2024 г.).
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2020 года № 553. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000022003 (дата обращения 7.06.2024г.).
- Модульная образовательная программа 6B04106 Учет и аудит в предпринимательстве от 26.05.2023 года, протокол № 6. — Режим доступа: https://drive.google.com/ (дата обращения 7.06.2024 г.)