Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в постоянном обновлении. Проблемой сегодняшнего дня является приведение раздела «Стандартизация» дисциплины МСС в соответствие закону «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29.06.2015 № 162-ФЗ). Обновление осуществляется с учетом нормативных основ деятельности по направлениям подготовки специалистов.
Ключевые слова: учебный процесс, эффективность, качество обучения.
Внимание, уделяемое проблеме развития стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях, обусловлено тем, что, согласно действующей Концепции [1], стандартизация является одним из ключевых факторов технологического, социально-экономического развития страны и обеспечения обороноспособности государства. Приоритетными направлениями развития стандартизации признаны, в том числе, строительство, обеспечение безопасности труда, пожарной безопасности и защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, менеджмент предприятий, оценка соответствия и защита прав потребителей.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» в настоящее время входит в Федеральные государственные образовательные стандарты практически по всем направлениям подготовки, поскольку она затрагивает важнейшие аспекты и инструменты технического регулирования, которые должен знать каждый современный специалист, обеспечивает формирование навыков работы по поиску, выбору и осознанному применению нормативной документации в соответствующей области деятельности, способствует овладению методиками обработки и анализа результатов измерений в познавательной и практической областях деятельности.
На протяжении многих лет правовые аспекты стандартизации, как важнейшего инструмента технического регулирования, содержались в главе 3 Федерального закона «О техническом регулировании» [2], отменившего действовавший с 1993 года закон «О стандартизации». Однако потребность в наличии отдельного закона, регламентирующего деятельность в области стандартизации, была осознана как ведущими специалистами по техническому регулированию, так и Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) к концу прошлого десятилетия. Начиная с 2009 года, было разработано несколько проектов нового закона, обеспечивающего интеграцию России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, включающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности. В итоге 29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3]. С 29 сентября 2015 года вступили в силу положения, касающиеся перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах. 1 июля 2016 года вступают в силу остальные положения закона, в частности, связанные с организацией работ по стандартизации, а также с применением документов по стандартизации. Введение в действие нового закона потребовало пересмотра ряда правовых и нормативных актов. Так к 30 марта 2016 г. Советом Федерации внесены изменения в 27 законодательных акта Российской Федерации. Помимо этого, закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.
Сложившаяся ситуация требует быстрого обновления учебных материалов раздела «Стандартизация» дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», имеющей многочисленные междисциплинарные связи как с общетехническими, так и со специальными дисциплинами. Проблема актуализации учебных материалов неизбежно ложится на плечи преподавателей дисциплины, поскольку учебники и учебные пособия не успевают отражать происходящие изменения. Основой для изменений, вносимых в учебно-методические материалы раздела «Стандартизация», служат анализ текста Закона и публикаций ведущих специалистов с обсуждением его положений [4–6].
По сравнению с третьей главой Федерального закона «О техническом регулировании» [2] сфера стандартизации претерпела значительные изменения.
Применяемая в законе терминология унифицирована с международной. Впервые на законодательном уровне сформулирована государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации с выделением приоритетных направлений и пересмотром целей и задач стандартизации. Введено понятие «Национальная система стандартизации», как механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации, и установлены функции участников этой системы.
Расширен перечень видов документов по стандартизации. В перечне отдельно выделены документы национальной системы стандартизации, дополнительно включающие технические условия и информационно-технические справочники. При этом технические условия рассматриваются как вариант стандарта организации. В соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» [2] требования стандартов за исключением образовательных стандартов и стандартов бухгалтерского учета имели добровольный характер. Статьей 6 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [3] установлены документы по стандартизации с обязательными требованиями. Обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации, которым может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.
Закон предполагает возможность применения ссылок в нормативных правовых актах на национальные стандарты и новый вид документов – информационно-технические справочники. При этом ссылка в нормативном акте на стандарт не делает его де-юре обязательным.
Необходимо отметить проблемы, возникающие при актуализации учебно-методических материалов по стандартизации. В первую очередь, это касается понимания термина «основополагающий стандарт». Согласно Закону [3], это национальный стандарт, разработанный Росстандартом, «устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов. Документ имеет добровольный характер требований». При этом Росстандарт не разрабатывает, а только утверждает национальные стандарты. Что понимается в определении под «видами национальных стандартов» – не ясно.
Кроме того, в документы по стандартизации Законом не включены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; а также надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Однако эти документы входят в доказательственную базу, используемую при оценке соответствия объектов требованиям технических регламентов. При анализе доступной информации возникает вопрос, сохраняется ли действие Федерального закона «О техническом регулировании» [2] в части стандартизации?
Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. В открытом доступе на сайте Росстандарта должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. С целью реализации Концепции развития стандартизации до 2020 года [1] принят Приказ Росстандарта от 14.12.2015 г. № 1560 [7] о внесении изменений в план мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ. Однако, в открытом доступе информация о перечне разрабатываемых документов, необходимая для планомерной переработки учебно-методических материалов, отсутствует. По данным, ФГУП «СТАНДАРТ-ИНФОРМ» в 2014 году фонд национальных стандартов насчитывал 36931 ГОСТ и ГОСТ Р, 1373 правил по стандартизации, норм и рекомендаций, 102 Общероссийских классификатора плюс закрытые стандарты серий Р и РВ (военного назначения) и отраслевые стандарты, которые постепенно переводятся в установленные законом [3] виды документов по стандартизации.
При обновлении правовой и нормативной базы технического регулирования основным источником информации актуализации содержания учебно-методического комплекса по дисциплине МСС становятся информационные сети. При этом следует отметить незначительное количество доступных публикаций в Интернете по поводу вводимого в действие Закона [3], которые могли бы использоваться в качестве основы для учебных материалов. Таким образом, ответственность за представление столь важного материала несет преподаватель дисциплины.
Еще одной проблемой изучения дисциплины является использование обучающимися устаревшей информации, присутствующей в Интернете в большом количестве. В контрольных, домашних и курсовых работах зачастую можно встретить материал из утративших силу законов «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации» 1993 года. В связи с этим преподавателю для формирования компетенции «обновления компетенций» необходимо привить обучающимся навыки использования актуализированной информации с грамотным выбором Интернет-ресурсов.
Изменение законодательства вызывает необходимость обучения преподавателей, которое может осуществляться в двух формах: проведение семинаров специалистами Росстандарта и издание доступных комментариев к положениям нового Закона.
Литература:
- Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184–ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- Николаева М. А. Методика преподавания дисциплины «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия / М. А. Николаева // Стандарты и качество. 2015. № 6 (936). С. 34–37.
- Берновский Ю. Н. Исключить противоречия ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»! / Ю. Н. Берновский // Стандарты и качество. 2016. № 1 (943). С. 23–26.
- Соколов С. Анализ содержания Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» / С. Соколов // Стандарты и качество. 2016. № 2 (944). С. 28–34.
- О внесении изменений в План мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2015 г. № 1173. Режим доступа: http://docs.cntd.ru.