Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черкасский, Г. А. Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования / Г. А. Черкасский, Е. В. Кононенко, Е. П. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31870/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в постоянном обновлении. Проблемой сегодняшнего дня является приведение раздела «Стандартизация» дисциплины МСС в соответствие закону «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29.06.2015 № 162-ФЗ). Обновление осуществляется с учетом нормативных основ деятельности по направлениям подготовки специалистов.

Ключевые слова: учебный процесс, эффективность, качество обучения.

Внимание, уделяемое проблеме развития стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях, обусловлено тем, что, согласно действующей Концепции [1], стандартизация является одним из ключевых факторов технологического, социально-экономического развития страны и обеспечения обороноспособности государства. Приоритетными направлениями развития стандартизации признаны, в том числе, строительство, обеспечение безопасности труда, пожарной безопасности и защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, менеджмент предприятий, оценка соответствия и защита прав потребителей.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» в настоящее время входит в Федеральные государственные образовательные стандарты практически по всем направлениям подготовки, поскольку она затрагивает важнейшие аспекты и инструменты технического регулирования, которые должен знать каждый современный специалист, обеспечивает формирование навыков работы по поиску, выбору и осознанному применению нормативной документации в соответствующей области деятельности, способствует овладению методиками обработки и анализа результатов измерений в познавательной и практической областях деятельности.

На протяжении многих лет правовые аспекты стандартизации, как важнейшего инструмента технического регулирования, содержались в главе 3 Федерального закона «О техническом регулировании» [2], отменившего действовавший с 1993 года закон «О стандартизации». Однако потребность в наличии отдельного закона, регламентирующего деятельность в области стандартизации, была осознана как ведущими специалистами по техническому регулированию, так и Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) к концу прошлого десятилетия. Начиная с 2009 года, было разработано несколько проектов нового закона, обеспечивающего интеграцию России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, включающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности. В итоге 29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3]. С 29 сентября 2015 года вступили в силу положения, касающиеся перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах. 1 июля 2016 года вступают в силу остальные положения закона, в частности, связанные с организацией работ по стандартизации, а также с применением документов по стандартизации. Введение в действие нового закона потребовало пересмотра ряда правовых и нормативных актов. Так к 30 марта 2016 г. Советом Федерации внесены изменения в 27 законодательных акта Российской Федерации. Помимо этого, закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Сложившаяся ситуация требует быстрого обновления учебных материалов раздела «Стандартизация» дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», имеющей многочисленные междисциплинарные связи как с общетехническими, так и со специальными дисциплинами. Проблема актуализации учебных материалов неизбежно ложится на плечи преподавателей дисциплины, поскольку учебники и учебные пособия не успевают отражать происходящие изменения. Основой для изменений, вносимых в учебно-методические материалы раздела «Стандартизация», служат анализ текста Закона и публикаций ведущих специалистов с обсуждением его положений [4–6].

По сравнению с третьей главой Федерального закона «О техническом регулировании» [2] сфера стандартизации претерпела значительные изменения.

Применяемая в законе терминология унифицирована с международной. Впервые на законодательном уровне сформулирована государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации с выделением приоритетных направлений и пересмотром целей и задач стандартизации. Введено понятие «Национальная система стандартизации», как механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации, и установлены функции участников этой системы.

Расширен перечень видов документов по стандартизации. В перечне отдельно выделены документы национальной системы стандартизации, дополнительно включающие технические условия и информационно-технические справочники. При этом технические условия рассматриваются как вариант стандарта организации. В соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» [2] требования стандартов за исключением образовательных стандартов и стандартов бухгалтерского учета имели добровольный характер. Статьей 6 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [3] установлены документы по стандартизации с обязательными требованиями. Обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации, которым может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон предполагает возможность применения ссылок в нормативных правовых актах на национальные стандарты и новый вид документов – информационно-технические справочники. При этом ссылка в нормативном акте на стандарт не делает его де-юре обязательным.

Необходимо отметить проблемы, возникающие при актуализации учебно-методических материалов по стандартизации. В первую очередь, это касается понимания термина «основополагающий стандарт». Согласно Закону [3], это национальный стандарт, разработанный Росстандартом, «устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов. Документ имеет добровольный характер требований». При этом Росстандарт не разрабатывает, а только утверждает национальные стандарты. Что понимается в определении под «видами национальных стандартов» – не ясно.

Кроме того, в документы по стандартизации Законом не включены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; а также надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Однако эти документы входят в доказательственную базу, используемую при оценке соответствия объектов требованиям технических регламентов. При анализе доступной информации возникает вопрос, сохраняется ли действие Федерального закона «О техническом регулировании» [2] в части стандартизации?

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. В открытом доступе на сайте Росстандарта должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. С целью реализации Концепции развития стандартизации до 2020 года [1] принят Приказ Росстандарта от 14.12.2015 г. № 1560 [7] о внесении изменений в план мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ. Однако, в открытом доступе информация о перечне разрабатываемых документов, необходимая для планомерной переработки учебно-методических материалов, отсутствует. По данным, ФГУП «СТАНДАРТ-ИНФОРМ» в 2014 году фонд национальных стандартов насчитывал 36931 ГОСТ и ГОСТ Р, 1373 правил по стандартизации, норм и рекомендаций, 102 Общероссийских классификатора плюс закрытые стандарты серий Р и РВ (военного назначения) и отраслевые стандарты, которые постепенно переводятся в установленные законом [3] виды документов по стандартизации.

При обновлении правовой и нормативной базы технического регулирования основным источником информации актуализации содержания учебно-методического комплекса по дисциплине МСС становятся информационные сети. При этом следует отметить незначительное количество доступных публикаций в Интернете по поводу вводимого в действие Закона [3], которые могли бы использоваться в качестве основы для учебных материалов. Таким образом, ответственность за представление столь важного материала несет преподаватель дисциплины.

Еще одной проблемой изучения дисциплины является использование обучающимися устаревшей информации, присутствующей в Интернете в большом количестве. В контрольных, домашних и курсовых работах зачастую можно встретить материал из утративших силу законов «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации» 1993 года. В связи с этим преподавателю для формирования компетенции «обновления компетенций» необходимо привить обучающимся навыки использования актуализированной информации с грамотным выбором Интернет-ресурсов.

Изменение законодательства вызывает необходимость обучения преподавателей, которое может осуществляться в двух формах: проведение семинаров специалистами Росстандарта и издание доступных комментариев к положениям нового Закона.

Литература:

  1. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184–ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  4. Николаева М. А. Методика преподавания дисциплины «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия / М. А. Николаева // Стандарты и качество. 2015. № 6 (936). С. 34–37.
  5. Берновский Ю. Н. Исключить противоречия ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»! / Ю. Н. Берновский // Стандарты и качество. 2016. № 1 (943). С. 23–26.
  6. Соколов С. Анализ содержания Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» / С. Соколов // Стандарты и качество. 2016. № 2 (944). С. 28–34.
  7. О внесении изменений в План мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2015 г. № 1173. Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): техническое регулирование, стандартизация, Российская Федерация, стандарт, национальная система стандартизации, национальный стандарт, вид документов, нормативная документация, оценка соответствия, сфера стандартизации.


Похожие статьи

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”. Особое внимание уделяется документирова...

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Стандартизация и сертификация в области управления проектами как методологическая основа проектной деятельности на предприятии

В статье обоснована сложность выбора методологической основы для реализации проектоориентированной деятельности на предприятии. Рассматриваются и анализируются преимущества и недостатки международных стандартов, которые формируют методологическую осн...

Анализ изменений нормативно-правового регулирования обеспечения единства измерений

В эпоху цифровой экономики большую роль в развитии науки и промышленности играет деятельность в области стандартизации, технического регулирования и метрологического обеспечения. В работе проанализированы основные изменения в нормативно-правовых доку...

Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения

В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...

Похожие статьи

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”. Особое внимание уделяется документирова...

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ»)

Статья посвящена основным направлениям подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в рамках реализации учебной и производственной практики с учетом компетентностного подхода.

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Стандартизация и сертификация в области управления проектами как методологическая основа проектной деятельности на предприятии

В статье обоснована сложность выбора методологической основы для реализации проектоориентированной деятельности на предприятии. Рассматриваются и анализируются преимущества и недостатки международных стандартов, которые формируют методологическую осн...

Анализ изменений нормативно-правового регулирования обеспечения единства измерений

В эпоху цифровой экономики большую роль в развитии науки и промышленности играет деятельность в области стандартизации, технического регулирования и метрологического обеспечения. В работе проанализированы основные изменения в нормативно-правовых доку...

Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения

В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...

Задать вопрос